ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Lia Mik
Василенко Виктор Артемович
Екатерина Муратова Леонидовна
Игорь Баханов Анатольевич
Марина Фурсова Алексеевна
Наталья Анурченкова
Ольга Иванова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Дидье Шульман: «Наследием “Магов земли” интересовались в основном за пределами Помпиду»


Дидье Шульман: «Наследием “Магов земли” интересовались в основном за пределами Помпиду»

В этом году Центр Помпиду празднует 25-летний юбилей легендарной выставки куратора Жана-Юбера Мартена «Маги земли», которая открылась в залах Бобура и в одном из павильонов парижского парка La Villette в 1989 году. Тогда Мартен, отменив все принятые в кураторском профсоюзе правила, уравнял в эстетических и интеллектуальных правах произведения классиков современного искусства и работы ремесленников Африки, аборигенов Австралии, рыбаков Океании, аутсайдеров, а заодно вывел на международную арену не менее экзотических концептуалистов из «восточного блока» — Эрика Булатова и Илью Кабакова. Во Франции, да и во всем остальном мире этот жест был воспринят неоднозначно, породив бурную, а порою и агрессивную дискуссию среди тех, кто разделял взгляды организаторов «Магов...», и тех, кто считал их действия спекуляцией. Но, как бы то ни было, на протяжении последних двадцати лет разработанная Мартеном модель множество раз воспроизводилась другими кураторами — вспомним хотя бы последние редакции «Документы» и «Манифесты», а также главный проект последней Венецианской биеннале «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони. В начале марта 2014 года в Центре Помпиду прошла посвященная проекту конференция, открывшая целую череду выставок, симпозиумов и кинопоказов, связанных с проектом Мартена. Один из организаторов проекта-оммажа «“Маги земли”: возвращение к легендарной выставке», руководитель Библиотеки Кандинского и сотрудник Национального музея современного искусства Центр Помпиду ДИДЬЕ ШУЛЬМАН рассказал НАТАЛИИ МИЛОВЗОРОВОЙ о том, почему архивы выставки многие годы ждали своего исследователя и почему проект Мартена до сих пор вызывает бурные споры.

 
Саркис и Дидье Шульман. 2010. Кадр из фильма «Саркис: Переходы». 2010. © Centre Pompidou/Service audiovisuel

Наталия Миловзорова: В этом году Центр Помпиду организовал серию мероприятий, посвященных 25-летней годовщине проекта Жана-Юбера Мартена «Маги земли». Недавно состоялся посвященный этой дате коллоквиум, а 2 июля в Помпиду открылась выставка-оммаж. Как происходит «возвращение» к «Магам…» и какую роль в нем играет Библиотека Кандинского?

Дидье Шульман: В 2007 году, в тридцатилетнюю годовщину основания музея, то есть сравнительно поздно, Центр Помпиду начал интегрировать историю музея в свою выставочную и издательскую программу. Первым результатом этой деятельности стал вышедший в 2007 году каталог «Центр Помпиду: 30 лет истории». Эта книга была сделана на базе выставочных архивов, в которых было найдено немало сокровищ. Так началась последовательная работа музея с собственным архивом как объектом культурологического интереса. Когда в том же 2007 году Алан Себан стал президентом Центра Помпиду, он начал программу стратегического развития Центра, одним из главных направлений которой стало исследование художественной мондиализации (значение этого термина и его отличие от более привычного нам термина «глобализация» объясняется здесь. — Прим. «Артгида»). Акцент на мондиализации был поставлен и в новой развеске работ из коллекции музея (открывшаяся осенью 2013 года тематическая экспозиция получила название «Весь модернизм с 1905 по 1970». — Прим. «Артгида»): стало очевидно, что Национальный музей современного искусства давно интересовался «не-центральными» географическими и культурными территориями. Работы из этих регионов нередко попадали в коллекцию случайно и расценивались как маргиналии, но их объем (а таких произведений в нашей коллекции сотни тысяч) дает представление о художественной мондиализации примерно с начала1920-х годов.

В 1989-м публике был представлен проект «Маги земли», который стал важной вехой как в истории Центра, так и в истории современного кураторства. Проект готовился долго (более четырех лет. — Прим. «Артгида») и оставил после себя большое… наследие — legacy, как говорят англичане. Как ни странно, наследием этим интересовались в основном за пределами Помпиду. Дистанция, которую музей занял по отношению к проекту, стала причиной многих будущих проблем и недопониманий (Дидье Шульман имеет в виду дебаты 1989 года, на которых обсуждались особенности организации выставки и отбор художников. Реакция на проект Мартена была настолько бурной, а критика зачастую агрессивной и поверхностной, что этой теме было посвящено отдельное выступление на коллоквиуме, который состоялся в марте 2014 года. — Прим. «Артгида»). При этом архив выставки хранится в музее, но был мало изучен, хотя работа над ним могла бы многое прояснить и снять некоторые полемические вопросы. И вот, двадцать пять лет спустя, наконец пришло понимание того, что требуется капитальная ревизия выставки и ее архива, источников и документов, которые прояснили бы условия, в которых она готовилась, и мотивации ее организаторов.
 
Обложка книги «Центр Помпиду: 30 лет истории». 2007. Éditions du Centre Pompidou. Источник: acgparis.com

Н.М.: Выставочные архивы, о которых вы говорите, хранятся в Библиотеке Кандинского?

Д.Ш.: Нет, отнюдь. Они находятся в архивном отделе Центра Помпиду, поскольку рассматриваются не как художественный, а как административный архив.

Н.М.: Однако на конференции, посвященной «Магам земли», в копирайте фотографий были указаны и Центр Помпиду, и Библиотека Кандинского?

Д.Ш.: Да, это одна из административных странностей нашего учреждения. Бумажная документация хранится в архивном отделе. В нее входит переписка с художниками, акты выдачи произведений, то есть все то, что является административным документом, но при желании может рассматриваться с культурологической точки зрения. Акт выдачи работы приравнивается к контракту, письмо художника является подтверждением взаимоотношений с музеем, кураторские заметки позволяют отслеживать формирование концепции конкретной выставки. Все это может пригодиться для разрешения спорных случаев, например, при разногласиях между участниками и организаторами. А вот фотографии не являются сферой интересов сотрудников административного архива. Фотосъемка обычно делается по заказу Библиотеки Кандинского музейным отделом, который занимается видео- и фотодокументацией выставок. Так что фотографии хранятся у нас, а все бумаги — в архивном отделе. Кстати, эти фотографии «Магов земли» были показаны публике чуть ли не впервые.

Н.М.: Каков список основных событий, приуроченных Центром Помпиду к юбилею проекта Жана-Юбера Мартена?

Д.Ш.: Мы больше года готовили программу «“Маги земли”: возвращение к легендарной выставке», и она формировалась постепенно. Так, оказалось, что каталог «Магов земли» полностью распродан и найти хоть один экземпляр невозможно. Поэтому мы решили его переиздать, но сделать не просто репринт начальной версии, а книгу с фотографиями экспозиции — это позволит молодым читателям и исследователям «увидеть» выставку. Также мы включили в новое издание максимальное число текстов с переводом на английский и подготовили выставку-досье…
 
Афиша выставки «Маги земли» с фрагментом репродукции Зигмара Польке «Детские игры». 1989 © Centre Pompidou 1989. © ADAGP, Paris, 1989

Н.М.: Что представляет собой «выставка-досье»?

Д.Ш.: Это выставка бумажных архивов, а не произведений искусства. Ее цель — раскрыть и заставить работать архивы, сделать их живыми и максимально доступными. Перед нами стояла задача продемонстрировать через архивные материалы различные аспекты проекта — от зарождения самой идеи и мотиваций до производственных деталей: как строился процесс сотрудничества кураторов, как они ездили по миру в поисках участников, как они отбирали авторов и работы, как выстраивали сценографию обоих площадок (в 1989 году выставка «Маги земли» открылась сразу на двух площадках — в залах Центра Помпиду и в большом павильоне в парке La Villette. — Прим. «Артгида»), какой была непосредственная реакция зрителей и профессионалов на выставку и т. д. Нам было важно было дать представление о контексте, в котором выставка готовилась и проходила. Сейчас не очевидно, насколько 1989 год был насыщенным и сложным — как в политическом, так и в культурном плане. Наш архив этого времени оказался обширным — документы, фотографии, фильмы…

Н.М.: Фильмы, рассказывающие о выставке?

Д.Ш.: У нас есть архивные съемки двух типов. Мы располагаем кинодокументацией процесса подготовки выставки. Режиссеры и операторы следовали за кураторами по миру, в Австралию, Непал, Африку, снимая нечто среднее между этнографической документалистикой и репортажем. К этому потом прибавились съемки монтажа выставки, ведь огромное количество произведений создавалось уже в Париже, in situ. В основном это были работы, показанные в павильоне в La Villette, но часть из них располагалась и в залах Помпиду. Во время монтажа экспозиции художники имели возможность работать в привычных для них условиях, соблюдая принятые в их культурах обряды и магические ритуалы. Подобный формат взаимодействия куратора и участников проекта полностью противоположен привычной нам схеме «из ателье — в музей», в которой произведение формируется в личном, закрытом пространстве мастерской, а затем переносится в публичное пространство экспозиции. В случае с «Магами земли» работы буквально рождались в выставочных залах, причем рождались в каждом случае по-разному, нередко с соблюдением своих особых ритуалов. Все это можно теперь увидеть на выставке-оммаже.

Во время подготовки проекта мы задались вопросом, каким образом, не прибегая к реконструкциям и «ремейкам», можно передать атмосферу «Магов…», и в результате решили работать в формате макета, но макета художественного, авторского. Жан-Юбер Мартен предложил роль создателя макета художнику Саркису. Вспоминая выставку 1989 года, художник рассказывал о том, как ему было сложно смириться с «кадрированием» пространства фальш-стенами — дополнительное деление выставочных залов перегородками противоречило самой идее интернациональной выставки и в буквальном смысле устанавливало границы. Саркис предпочел бы, чтобы все работы были выстроены в перспективе, соседствовали друг с другом. В рамках нашей «выставки-досье» он сделал большую инсталляцию, для которой использовал сотни представляющих каждого художника-участника проекта 1989 года фотографий.
 
Брацо Димитриевич. Обычный прохожий, встреченный мной в 15.59 в Париже в 1989 году. 1989. Фотография, печать, 12 х 10 м. Собрание Эрика Фабра. В 1989 году в рамках выставки «Маги земли» эта работа Брацо Димитриевича экспонировалась на фасаде Центра Помпиду . © Braco Dimitrijević; © Centre Pompidou

Н.М.: Это не первый раз, когда вы лично работаете с Саркисом?

Д.Ш.: Не первый, и он является одним из моих самых любимых художников. Проект, сделанный Саркисом для «Магов земли» продолжает его предыдущие проекты в Центре Помпиду. Четыре года назад здесь прошла его большая выставка «Переходы», в рамках которой Саркис давал мастер-класс в Библиотеке Кандинского.

Н.М.: Что касается включения архивных документов в экспозицию — как вы обычно маркируете различие между произведением и документом? Как сделать так, чтобы у зрителя не возникало путаницы, учитывая, что с первого взгляда произведения концептуального искусства можно принять за архивные документы - и наоборот?

Д.Ш.: Мне кажется, что нет каких-то готовых рецептов, главное, чтобы демаркация между архивным и художественным материалом происходила или не происходила, если ставится такая цель. Все должно быть четко выстроено в соответствии с замыслом проекта. Важно не обманывать ни художников, ни зрителей. Центр Помпиду давно, начиная с выставок «Париж — Нью-Йорк» (1977) и «Париж — Москва» (1979), включает документацию в свои проекты. Также документация всегда присутствует в составленной из произведений коллекции Центра экспозиции, которая меняется раз в год или полтора. Некоторые кураторы, например, Доминик Пайни (Доминик Пайни — писатель, теоретик кино, с 1993 по 2000 годы директор Французской синематеки, курировал выставки, посвященные Альфреду Хичкоку, Жану Кокто, а также скандально известный проект Годара в Центре Помпиду — Прим. «Артгида»), постоянно работают с архивными материалами. Посвященная Кокто выставка «Жан Кокто на протяжении века», которую в 2003 году сделал Пайни, чуть ли не вся состояла из документов, но при этом была динамичной: витрины шли по залам длинной непрерывной линией, драматургия строилась на тенях, был использован очень сложно выставленный свет. Через экспографию и сценографию можно показать многое, но только в том случае, если не подходить к ним не как к формальным приемам, а мыслить этими категориями. В идеале должен быть выстроен смысловой треугольник между произведением, документом и сопроводительным текстом, а витрины, свет и логика движения посетителя должны устанавливать напряжение между ними.
 
Фрагмент экспозиции выставки «Маги земли» в павильоне La Villette. 1989. © Centre Pompidou / Bibliothèque Kandinsky. Фото: Béatrice Hatala

Н.М.: Те, кто имеют доступ к архивам, часто вынуждены выбирать между публикацией интересных деталей и сохранением секретов людей или организаций, которых это касается…

Д.Ш.: Проблема корректной работы с документами, конечно, существует. При желании можно заставить архив «сказать» что угодно. Но в конце концов все упирается в вопрос личной ответственности: как сделать так, чтобы использование архива не превратилось в манипуляцию им.

Н.М.: Но бывает, что искушение потенциальными сенсациями сложно побороть.

Д.Ш.: Это не единственное искушение. Но мне кажется, что чем больше у исследователя опыт работы с первоисточниками, тем проще решаются такие дилеммы. Во Франции практика работы с архивами пока достаточно слабая. Я историк по образованию, и мне кажется, что иногда культурологи не совсем серьезно и очень утилитарно подходят к архивам.

Н.М.: Во время посвященного «Магам земли» коллоквиума мне было удивительно, с какой скоростью заново разгораются дебаты 25-летней давности. В вопросе художественной мондиализации нам, похоже, по-прежнему далеко до выработки даже общей терминологии.

Д.Ш.: Меня поразило в дебатах то, насколько часто они были сконцентрированы на недопониманиях, на полемике в ее негативном смысле. Наша идея состояла в том, чтобы представить «дневник» выставки, рассказать о том, кем были ее кураторы, чем они руководствовались, как они готовили проект… Если изучить архив, то многие спорные вопросы снимутся сами собой.

Н.М.: В рамках оммажа «Магам земли» анонсирован «Летний университет». Речь идет о занятиях практических или теоретических?

Д.Ш.: И тех, и других. Мы планируем открыть архивы для кураторов, критиков, художников, собираемся работать вместе с ними над первоисточниками. Каждый день с начинающими кураторами и докторантами мы будем разбирать коробки с документами и фотографиями, изучать каждый из этапов организации выставки.
 
Фрагмент экспозиции выставки «Маги земли» в павильоне La Villette. 1989. © Centre Pompidou / Bibliothèque Kandinsky. Фото: Deidi von Schaewen

Н.М.: Подобная инициатива имеет место впервые?

Д.Ш.: Не отвечу за всю музейную практику, но в Центре Помпиду — впервые.

Н.М.: Каковы ваши собственные воспоминания о «Магах земли»?

Д.Ш.: Я тогда уже работал в Центре Помпиду. Выставка показалась мне очень важной, но… я не могу сказать, что вник тогда в нее. Оставаясь на позиции «внешнего зрителя», я, пожалуй, был немного разочарован. Сегодня я жалею о том, что не посвятил этому проекту больше времени. Да, я был сторонником этого проекта и в дискуссиях защищал его, но, по правде говоря, не успел его прочувствовать… И это стало одной из причин моего участия в проекте-оммаже 25 лет спустя — мне в некотором роде нужно было отдать долг.
 



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"