Написал новость: Opanasenko
Сюрреализм и Дюшан в Стокгольме
Между 1920 и 1930 годами сюрреализм становится одним из главных течений в модернистском искусстве и литературе. Сюрреалисты манифестировали побег от рациональной реальности и, вдохновленные Зигмундом Фрейдом, возвышали иррациональное, скрытое, тёмные стороны человеческого разума.
Используя метод автоматического письма и дневники сновидений, художники и писатели пытались прикоснуться к бессознательному. Они считали, что сон и реальность должны разрешиться в абсолютную реальность – сверх-реальность (сюрреальность). Своим новым искусством сюрреалисты хотели изменить мир и общество, освободить индивидов из смирительных рубашек культуры.
Джорджо де Кирико – один из пионеров сюрреалистской живописи. В картинах, которые он называл «метафизическими», написанных перед Первой мировой войной, де Кирико изображал фиктивный, призрачный мир с фотографической чёткостью. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Ив Танги развивали собственные мечтательные, образные, гиперреалистичные и фигуративные стили; Хуан Миро создавал вселенную строго символических абстрактных знаков; Макс Эрнст создавал работы в технике фроттажа и коллажа, центральными элементами которых были трансформации и метаморфозы.
Как один из самых радикальных художников начала ХХ века, Марсель Дюшан был живительным источником вдохновения для сюрреалистов. Дюшан использовал случайность и игру в своих ранних работах и рэди-мейдах, создавая новые символически заряженные объекты. Он бросил живопись в 25 лет, не выставлялся в Европе до 30-х годов, но был широко известен в кругах сюрреалистов с 1922 года благодаря Андре Бретону. Бретон, лидер группы сюрреалистов, в 1934 году написал обзор работ Дюшана, подчёркивая его особую значимость для современного искусства. Тем не менее, Дюшан не уставал отвергать приглашения поучаствовать в проектах сюрреалистов: «Все эти выставки живописи и скульптуры меня угнетают. Я стараюсь избегать участия в них».
Иногда он всё же сотрудничал с сюрреалистами, например, на выставке в галерее Раттон, Париж, в 1936 году. Через два года Дюшан оформил Международную Выставку Сюрреализма, организованную Бретоном и Полем Элюаром. В поздних работах он сам вдохновлялся работами сюрреалистов, тем не менее оставаясь независимым художником, торящим свой собственный путь.
Выставка «Сюрреализм и Дюшан» - это новая возможность изучить знаменитую коллекцию Дюшана и впечатляющее собрание работ сюрреалистов из Moderna Museet (Стокгольм), в которое входят уникальные произведения Дали, Миро, Оппенгейма, де Кирико, Арпа, Эрнста и других. Кроме знаменитых картин и скульптур, посетители смогут увидеть сюрреалистические объекты, фильмы, фотографии.
Выставка, открывшаяся 27 марта, продлится до 5 января 2014 года.
По материалам artdaily.org
ВВЕРХ
|