Написал статью: Opanasenko
Реализм в живописи
Понятие «реализм» дословно обозначает «вещественный», «действительный».
Если говорить об искусстве, то здесь это направление правдиво, объективно отражает реальность, используя специфические средства.
В истории конкретное значение термина «реализм» обозначает течение литературы и искусства, сформировавшегося в ХVIII столетии. Своё всестороннее развитие и расцвет данное направление достигло в ХІХ веке .Критический реализм особенно ярко проявил себя в живописи в данный период. Это направление формировалось в процессе борьбы или взаимодействия с другими течениями искусства ХХ столетия.
Определенной художественной системой характеризуется реализм в живописисередины ХІХ века, которая обоснована теоретически в качестве эстетически осознанного метода.
Художники реалисты
Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, Андерс Цорн, Андрей Рябушкин, Анри Фантен-Латур, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Василий Верещагин, Василий Перов, Василий Поленов, Василий Суриков, Вильям Адольф Бугро, Владимир Маковский,Георгиос Яковидис, Григорий Мясоедов, Гюстав Курбе, Джеймс Тиссо, Джон Сингер Сарджент, Джон Эверетт Милле, Ефим Волков, Жан-Франсуа Милле, Иван Владимиров,Иван Крамской, Иван Шишкин, Илья Репин, Иоаннис Алтамурас, Иохан Хендрик Вейсенбрух, Исаак Левитан, Камиль Коро, Клавдий Лебедев, Констан Труайон,Константин Маковский, Константинос Воланакис, Михаил Лебедев, Николай Богданов-Бельский, Николай Ге, Николай Пимоненко, Николай Ярошенко, Николаос Гизис,Ньюэлл Конверс Уайет, Оноре Домье, Павел Федотов, Теодор Руссо, Томас Икинс,Уинслоу Хомер, Фёдор Васильев, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Юлиус Леблан Стюарт, Янис Царухис.
Во Франции это направление в искусстве связано, преимущественно, с именем Курбе.
Главное требование к реализму того периода – это обращение к современной действительности в многообразии ее проявления, при этом опираясь на точную науку.
Представители данного течения использовали четкие и ясные приёмы, при этом заменяя ими несколько «зыбкие и смутные» приемы направления романтизма. Весомое значение в дальнейшем развитии этого направления имела революция 1848 года, которая разогнала иллюзии представителей интеллигенции Франции.
Реализм в живописи России во второй половине ХІХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей. Это проявлялось в глубоком сочувствии к жизни и судьбе народа в совмещении с обличием существовавшего государственного устройства, детальном исследовании натуры.
Формирование группы передвижников, именно этим ознаменовалась последняя треть ХІХ столетия. В их числе были Шишкин, Перов, Репин, Крамской, Суриков, Саврасов и многие другие. Именно благодаря им реализм в живописи, который проявился в бытовом и историческом жанре, портрете и пейзаже, укрепил свои позиции.
Традиции данного течения в России особенно утвердились к началу ХХ века. Это можно наблюдать в работах Серова, Коровина, Иванова и других. Именно на основании этих традиций после революции стал развиваться социалистический реализм в живописи. Данное творческое процветание представляло собой эстетическое отражение осознанной общественной концепции человека и всего мира. В свою очередь, данная концепция обуславливалась эпохой борьбы за укрепление и формирование нового общества.
В СССР реализм в живописи стал основным художественным направлением.
Идеи данного течения заключались в провозглашении правдивого отображения реальности в её революционном развитии.
В 1934 году на съезде писателей Горький сформулировал более точное понятие.
По его словам, реализм в искусстве, литературе и живописи в основном предназначен утвердить бытие в качестве действия.
Так как он является творческим приемом, он совершает задачу по развитию наиболее ценных человеческих способностей, именно благодаря которым становиться реальной победа над природными силами ради долголетия и здоровья человечества и великого счастья на нашей планете.
Итак, реализм в живописи и других направлениях искусства стал являть собой совершенно новый тип творческого сознания.
ВВЕРХ
|