Написал статью: Opanasenko
Супрематизм в живописи
Супрематизм в живописи
Супрематизм , что от лат. «Supremus» — означает крайний, наивысший — разновидность геометрического абстрактивизма, направление авангардного искусства, или же «геометрический конструктивизм», как способ «выражения высшей действительности», отсюда и это название.
Представители супрематизма выражали своё интуитивное ощущение действительности в примитивных геометрических формах, в сочетании цветных квадратов, треугольников, кругов и прямоугольников.
Идея образования творческого объединения и журнала «Супремус» принадлежит Казимиру Севериновичу Малевичу после проведения в Петрограде последней выставки футуризма «Ноль-десять».
Выставка отметила завершение кубофутуризма в России, а также переход к «беспредметному искусству». На выставке он представил примерно 40 работ и среди них всем известный «Черный квадрат». Малевич сам объяснял название выставки: все предметные формы уменшены ним к нулю, а «ноль-десять» обозначает «0—1», так как художник «преображается в нуле форм и выходит „за ноль“» (—1).
Малевич вместе с «натурой» выкинул из творчества и художественную образность. «Черный квадрат» в 1915 г. многие объективно расценили не как художественное произведение, а как политическую акцию, символический знак, через который необходимо пройти, чтобы побороть академизм и натурализм. Тем не менее, сам Малевич сохранился в пустоте деклараций о «конце живописи» . На выставку «Ноль-десять» отозвался Бенуа А. Н. и назвал философию Малевича «царством не грядущего, а пришедшего Хама». В группе Малевича были его единомышленники и ученики: И. В. Клюн, О. В. Розанова, Н. М. Давыдова, Л. С. Попова, Н. А. Удальцова, К. Л. Богуславская, И. А. Пуни и многие другие. Тем не менее, общество «Супремус» так и не создали.
Художники супрематисты
Казимир Малевич, Любовь Попова, Ольга Розанова, Эль Лисицкий
Сам термин «супрематизм» возник в связи с похожим обозначением декораций из геометрической формы, которые созданны Малевичем к авангардистской опере «Победа над солнцем».
Позже, Малевич умышленно исправлял даты на своих произведениях, так как знал, что подобные композиции еще в 1892 г. создавал бельгиец А. Ван де Велде.
Абстрактное искусство в России возникло в результате распространения нигилизма и атеизма , кризиса гуманистических идеалов. Малевич находился в партии анархистов и принял большевистскую диктатуру в надежде на реализацию собственных идей «на всемирном масштабе». В Витебске в 1920 г. Малевич организовал УНОВИС (группа «Утвердителей нового искусства»). В 1923 году в Петрограде возглавлял ГИНХУК, но из-за конфликта с другими членами авангардного творчества вынужден был уйти. В 1923 году Малевич занимался «супрематическим объемостроением» и поиском «супрематического ордера».
Proun, Эль Лисицкий
Metronome, Ольга Розанова
Magazine cover design for Questions of Stenography, Любовь Попова
Согласно теории Малевича, черный квадрат являет собой «новое живописное пространство», которое вобрало в себя все предшествующее «пространство живописи», но одновременно отрицало его своей пустотой. Из «нуля форм» супрематисты пробовали проектировать новый геометрический мир цепочкой комбинаторных упражнений.
А. В. Луначарский определил Малевича «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА» (отдел изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения), но уже в 1930 году в Киеве выставку Малевича (художник родился возле Киева в польской семье) запрещают. Государственная власть сменила политику от поддержания «левого искусства» к его воспрещению и поощряет «правого» как «наиболее близкого народной массе». В 1935 году Малевич умер от рака в Ленинграде. В последние годы он жалел о своем нигилизме и отрекался от супрематизма.
Однако, как показывает время, новые измерения продолжают показывать классическая графика, архитектура, живопись…
В исторической оценке супрематизма открылся парадокс.
В 1915 году А. Н. Бенуа назвал «черный квадрат в белом окладе» знаком, своеобразной «новой иконой», которая символизирует отказ «от чудесной религии искусства». Согласно закону минимализма, чем меньше отображено, тем более многозначительным оно кажется. Человек глядит в пустоту, и, поскольку ничего там не обнаруживает, ему кажется, что он видит там себя, некоторую глубину своей мысли. Отсюда самообман, слишком напоминающий старинную сказку про голого короля, что, впрочем, не мешает исследователям творчества сочинять на данную тему глубокомысленные произведения.
ВВЕРХ
|