Вязание крючком — очень интересное и увлекательное занятие. В его основе лежит образование петель из нити при помощи крючка; меняя размер, количество и форму этих петель, получаются различные виды вязок. Так можно изготовить самые разнообразные изделия, начиная с маленьких игрушек, аксессуаров и кружев, а заканчивая верхней одеждой и покрывалами. Но и это не придел. Любители вязания обвязывают зонтики, стулья и даже фортепиано и машины!!! Главное - это желание и немного фантазии.
Пряжа
Перед тем как приступить к работе, нужно правильно подобрать и подготовить материал для вязания. От того, насколько верно будут подобраны нитки по толщине и другим свойствам, зависит красота и изящество будущего изделия. Для вязания крючком могут употребляться различные материалы — шерстяная пряжа, синтетические и хлопчатобумажные нитки, такие как гарус, ирис, штопка и т.д. В наше время стремительно выросла тенденция вязания с полиэтиленовых пакетов. Из них отлично получаются не только коврики для ванной, а и модные женские сумочки, и аксессуары к ним.
Крючок
Большое значение для вязания имеет хороший, умело подобранный крючок. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. В настоящее время используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные и пр.
Деревянные крючки пригодны только для очень толстого вязания. В более тонких работах они часто ломаются. Костяные и пластмассовые крючки легки и эластичны, но хрупки и сравнительно быстро стачиваются о пряжу. Тонкие алюминиевые крючки гнутся, а когда с них сходит покрытие, пачкают руки и пряжу. На мой взгляд, лучше всего использовать стальные крючки.
Крючки бывают разной толщины от 0.5 до 8 мм. Крючки диаметром 3—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).
Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчато-бумажные нитки.
Рисунок №1 - Вязальный крючок
При выборе крючка его необходимо проверить: он должен быть хорошо отшлифован, головка не должна быть слишком острой, иначе при вязании она будет втыкаться в крученую нить и разделять ее. В то же время тупая головка плохо входит в петлю и задерживает работу. Эти недостатки легко устранить, отточив или притупив головку на бруске. Если бородка крючка подрезана мелко и нитка соскальзывает с нее, бородку можно увеличить, углубив выемку с помощью любого подходящего инструмента (пилка, ножовка и пр.); получившиеся при этом заусенцы необходимо зачистить.
Особенно удобны в работе крючки, имеющие расплющенную часть — опору для большого и среднего (указательного) пальцев. Обычно при вязании крючок держат в руке так же, как карандаш во время письма: большим и указательным пальцами правой руки, придерживая его средним пальцем. Гораздо удобнее держать крючок как спицу: он сжимается большим и средним пальцами и лежит в плоскости ладони. Безымянный палец и мизинец поддерживают крючок, помогая большому и среднему. Указательный палец должен быть свободным, для того чтобы удерживать петли на рабочей части крючка при вязании. При таком положении крючок не крутится в пальцах, рука не утомляется.
Для вязальщиц, привыкших к первому способу, совсем не обязательно переучиваться, но если вы только начинаете вязать крючком, то стоит попробовать.
С самого начала обучения следует запомнить, что правильность выполнения изделия или отдельного мотива зависит во многом от того, насколько туго натягивается нить; от неточных движений рук и крючка петли и столбики получаются разной величины. Это искажает узор и, соответственно, изделие. Руки и крючок должны двигаться плавно в одном и том же ритме, а нитка разматываться свободно и постепенно искажает рисунок и малейшая неточность в количестве петель или столбиков. Их следует считать в процессе вязания или просчитывать после того, как ряд пройден до конца.