ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Мода на произведения искусства как объекты инвестирования


Вдохновение — аукцион — товар — деньги: превращение произведений искусства в новый класс инвестиционных активов становится все более заметной тенденцией на финансовых рынках. Как следствие, курсы по финансовому анализу уступают место лекциям по истории искусств — новые веяния в инвестиционном мире диктуют интерес к «голубому» периоду Пикассо и технике энкаустики Джаспера Джонса.

Возросшее внимание к арт-рынку в начале 2000-х годов выразилось в заметном увеличении общей стоимости сделок с шедеврами великих мастеров. Если в 2002 аукционные дома продали с молотка предметы искусства на общую сумму $400 млн., то в 2003 этот показатель вырос до $482 млн., а в 2004 достиг $678 млн. Mei/Moses All Art Index — индекс арт-рынка, разработанный профессорами школы бизнеса Леонардо Стерна при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом (Michael Moses) и Джанпин Меем (Jianping Mei), в прошлом году показал лучшие результаты, чем S&P 500 и индекс 10-летних казначейских обязательств. За год All Art Index, отслеживающий повторные аукционные продажи более чем 8000 предметов искусства, начиная с 1875 , вырос на 13%, тогда как индекс американского рынка акций S&P 500 прибавил 10,9%, а индекс 10-летних казначейских обязательств поднялся на 5,1%.

Помимо значительной общей суммы сделок, минувший год был отмечен рекордной ценой, уплаченной на аукционе за произведение живописи. В мае 2004 работа «розового» периода Пикассо «Мальчик с трубкой» была продана на аукционе Sotheby’s Holdings (BID) за $104 млн. Стартовая цена картины, созданной 24-летним художником в 1905 году, составляла $70 млн. «Мальчику с трубкой» удалось побить рекорд работы Ван Гога «Портрет доктора Гаше», установленный в 1990 на аукционе Christie’s International. Тогда эта картина ушла с молотка за $82,5 млн.

Отмечая высокую активность европейских дилеров, некоторые эксперты связывают прошлогоднее поведение арт-рынка с падением курса доллара. Однако, как показывает недавняя история, ослабление американской валюты, если и влияет на объемы и стоимость сделок с предметами искусства, то не столь значительно. В конце 1990-х годов, когда доллар занимал гораздо более сильные позиции, чем сейчас, арт-рынок также опережал акции по показателям доходности, хотя и несколько отставал от казначейских облигаций. За последние пять лет среднегодовой рост индекса Mei/Moses составил 7,3%, тогда как индекс S&P 500, вследствие обвального падения в начале 2000-годов, в среднем снижался на 2,4% в год, а индекс 10-летних казначейских обязательств — повышался на 7,5%. Впрочем, как свидетельствует статистика, в 50-летнем периоде арт-рынок по показателям среднегодовой доходности все же отставал от акций, но демонстрировал лучшие результаты по сравнению с облигациями. Следует, однако, иметь в виду высокие издержки, сопровождающие сделки с предметами искусства и не учитывающиеся при расчете индекса, а также условность цен на арт-рынке.

Согласно выводам Мея и Мозеса, исследовавшим поведение арт-рынка на протяжении длительного времени, в том числе, в периоды четырех войн и 27 рецессий, политическая и экономическая нестабильность являются важными факторами, обуславливающими рост интереса к предметам искусства и, соответственно, повышение цен на них. После краха рынка в октябре 1987 индексу Dow Jones Industrial Average потребовалось около 15 месяцев, чтобы вернуться к докризисному уровню. В этот период инвесторы выводили капиталы с фондового рынка, и часть освободившихся средств вкладывали в шедевры мирового искусства. В ноябре 1987 «Ирисы» Ван Гога были проданы по рекордной для того времени цене — $53,9 млн. Год спустя с аукционов Sotheby’s и Christie’s в Нью-Йорке в течение семи дней ушли полотна импрессионистов и современных художников на беспрецедентную сумму $433 млн. Поиск альтернативных направлений инвестирования в период финансовых потрясения стал одним из основных факторов столь мощного интереса к миру искусств. Фиксация прибыли в больших объемах на японском фондовом рынке и ослабление доллара относительно европейских валют лишь усилили эту тенденцию, еще более стимулировав рост цен на предметы искусства.

Текущую ситуацию на арт-рынке эксперты сравнивают с периодом зарождения ипотечных инвестиционных трастов в 1960-х годах. В первой половине 2005 ожидается появление, по меньшей мере, пяти инвестиционных фондов, основной сферой вложения средств для которых станут произведения искусства — The Fine Art Fund, American Art Fund, China Investment Fund и два фонда, запускаемые Fernwood Art Investments. Фонды ориентированы на крупных институциональных и частных клиентов с инвестиционными активами более $5 млн. Минимальная сумма для открытия счета составляет $250000, хотя в некоторых фондах эта планка может быть снижена до $50000. За исключением одного из фондов Fernwood, инвесторы которого смогут вкладывать и изымать свои активы дважды в год, арт-фонды будут закрытыми. Основатель фондов Fernwood Брюс Тауб (Bruce Taub), некогда работавший в Merrill Lynch, полагает, что фонды будут предоставлять имеющиеся в их распоряжении произведения искусства музеям и выставочным залам, что, с одной стороны, обеспечит им источник доходов, а с другой стороны, будет способствовать повышению стоимости коллекций. Примечательно, что в настоящее время созданием специализированных фондов занимаются преимущественно европейцы — бывшие руководители аукционных домов, инвестиционных компаний и банков, — тогда как американские управляющие занимают выжидательные позиции.

Идея создания инвестиционных фондов на арт-рынке, на самом деле, не нова: еще в 1970-х годах пенсионный фонд Британской железной дороги вложил в произведения искусства $100 млн., или 2,5% своих активов. Собрав достаточно большую коллекцию — около 2400 предметов искусства самых разных направлений и стилей — фонд реализовал ее в период с 1987 по 1999 годы. Среднегодовая доходность арт-портфеля составила 11,3%, а основную прибыль фонду принесли 25 полотен импрессионистов.

Крупнейший из новых фондов The Fine Art Fund, основанный в Лондоне бывшим исполнительным директором Christie’s Филипом Хоффманом (Philip Hoffman), рассчитывает собрать $350 млн. и приобрести около 500 художественных произведений старых и современных мастеров живописи. Организаторы рассчитывают на доходность в размере 10% — 15%, не исключая при этом, что некоторые работы с течением времени могут быть реализованы в два раза дороже первоначальной цены. Комиссионные за управление составят 2% в год, а в случае, если годовая доходность превысит 6%, менеджеры фонда получат 20-процентную поощрительную премию из прибыли. Средства будут закрыты для изъятия в течение 10 лет, а распределение прироста капитала будет осуществляться, начиная с третьего года. Одним из источников дохода может стать сдача инвесторам в аренду предметов искусства, стоимость которых может до трех раз превышать сумму инвестиций.

В связи с тем, что различные направления искусства в разные периоды времени характеризуются разным инвестиционным потенциалом, среди частных инвесторов оказываются востребованными консалтинговые услуги, продвигаемые рядом крупных финансовых институтов, включая Citibank (C), JP Morgan (JPM), UBS Global Asset Management. По мнению экспертов, на сегодняшний день наибольшую доходность обеспечивают картины стоимостью выше $100000, поскольку в этом случае транзакционные издержки снижаются, а премия за уникальность — увеличивается. По оценкам Робина Дафи (Robin Duthy), редактора Art Market Research, наиболее «горячим» направлением на мировом арт-рынке сейчас является современное художественное искусство. Большой интерес со стороны инвесторов вызывают также произведения знаменитых европейских и американских фотографов. Кроме того, период впечатляющего подъема, обусловленного особым вниманием нового поколения российских олигархов, переживает дореволюционное искусство России.

Между тем, необходимо иметь в виду, что вкусы коллекционеров и инвесторов со временем меняются, и произведения искусства, пользующиеся успехом сейчас, лет через 10-20 могут существенно снизиться в цене. Например, согласно Art Market Index, стоимость работ современного французского художника Бернарда Баффета, весьма популярного в 1950-е годы, с 1991 по настоящее время упала на 77%. Импрессионисты уже не привлекают такого внимания, как раньше, а некоторые эксперты считают их устаревшими. На каждый предмет искусства, ушедший с аукциона по рекордной цене, находится несколько работ, отозванных из-за того, что предложенная цена оказалась ниже стартовой. Определенное влияние на предпочтения в мире искусства оказывает и меняющийся состав коллекционеров и инвесторов, среди которых появляется все больше выходцев из Китая, России, Индии, Латинской Америки — стран и регионов с быстро развивающейся экономикой.

Существенным обстоятельством, препятствующим использованию предметов искусства в качестве инвестиционных инструментов, является условность их стоимости. Критики инвестиционных арт-фондов акцентируют внимание на том, что индексы рынка произведений искусства могут вводить инвесторов в заблуждение, так как не учитывают высокие транзакционные издержки. Комиссионные аукционных домов обычно составляют около 20% (по 10% с продавца и покупателя) на первые $100000 и 12% на оставшуюся сумму сделки. Комиссионные дилеров могут достигать 50%. По мнению Карла Швейзера (Karl Schweizer), главы подразделения UBS Global Asset Management по операциям с предметами искусства, инвестиционные фонды могут продвинуться в этом вопросе, если договорятся с аукционными домами о снижении комиссионных, однако результаты подобных переговоров не являются очевидными.

Еще одна проблема связана с непрозрачностью значительной части арт-рынка. Аналитике поддаются лишь операции, проводимые через аукционные дома, однако информация по частным сделкам недоступна. Более того, никто не знает даже приблизительного соотношения между аукционными и частными сделками. Как правило, на аукционах предлагаются те произведения искусства, которые пользуются популярностью и способны привлечь покупателей, готовых заплатить цену выше стартовой. Однако нередко спрос искусственно подогревается коллекционерами или дилерами. Кроме того, ликвидность арт-рынка ограничена, а цены могут пойти вниз, даже если речь идет о работах великих мастеров.

Итак, арт-рынок становится модным направлением альтернативного инвестирования, что выражается в рекордной стоимости произведений, уходящих с аукционов, в создании частных фондов, инвестирующих в предметы искусства, и в разработке инструментария для анализа рыночных тенденций. Слабая корреляция произведений искусства как с акциями, так и с облигациями, делает их перспективным инструментом диверсификации инвестиционных портфелей. Тем не менее, для подавляющего большинства инвесторов наличие таких проблем, как сложность стоимостных оценок, высокий уровень транзакционных расходов и волатильность цен, становится преградой на пути приобретения предметов искусства исключительно в инвестиционных целях.

 

 

По материалам: http://ls-art.net



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"