|
Написал статью: Opanasenko
А был ли мальчик? Реализм как таковой.
Густав Курбе. Женщина, лежащая у моря. 1868.
Традиционно считается, что ко второй половине XIX века на смену романтизму пришел реализм - направление, связанное со стремлением «осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты».
Термин «реализм» за всю историю его существования неоднократно изменялся, наполнялся все новым и новым содержанием, нередко противоречащим предыдущему.
О начальном периоде реализма в науке нет единого мнения. И до сих пор нередко можно слышать о «реализме наскальных рисунков», хотя, как известно, доминирующей чертой культуры первобытной эпохи был синкретизм, поэтому подобные артефакты относились не к искусству, которого, по указанной причине просто не существовало, но к ритуалу и магии. Едва ли правомерно говорить и о «средневековом реализме», ибо для человека Средневековья вполне реальными и «типическими» были дьявол, адские печи, ведьмы, инкубы и пр. Что же касается художников Возрождения, то они совершили величайший переворот в истории европейской культуры, смело ломая в своей художественной практике все устоявшиеся живописные каноны, строго регламентирующие, что «существенно и типично», а что нет.
Это были «надреалисты» — в прямом смысле этого слова. Достаточно указать на загадочные произведения Леонардо, над расшифровкой которых бьются современные ученые разных специальностей. Один из самых ярких отечественных искусствоведов и культурологов А. Якимович отмечал: «Новоевропейское искусство создавалось, начиная с Возрождения, творческими людьми взрывчатого темперамента и огромного энергетического заряда. Они были и ощущали себя первопроходцами, создателями и обладателями важнейших ценностей, то есть «свободными художниками». Не может, однако, считать себя таковым мастер, который беспрекословно выполняет нормы, каноны, требования и ограничения господствующей культуры». И вполне логично Якимович сопоставляет мастеров Возрождения и Нового времени не с «реализмом» XIX века, но авангардом XX-го.
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490-92.
Слово «реализм» появилось в 1836 году в статье Г. Планша, видевшего в нем способ «пробудить искусство». Во Франции этот термин определял всю живопись, обратившуюся к изучению природы, сюжетам из повседневной жизни и противопоставившую себя неоклассицизму и романтизму. Реалистичными называли натурные этюды Жерико, картины Г. Курбе, пейзажи мастеров барбизонской школы, и, как добавляет зарубежный исследователь, «конечно, весь импрессионизм, этот сверхреализм видения мирных деревушек, игры света на снегу,.. солнечных бликов на поверхности воды». Сюда же относили и картины независимых художников, таких, как Дега, Стейнлен и Тулуз-Лотрек. Любопытно, что в эту категорию попал импрессионизм, поставивший во главу угла не столько сам объект изображения, как личностное впечатление (impression) от него.
Вскоре Планш станет одним из самых ожесточенных противников Курбе, который, по оценке критиков, «переводил на язык плебея все то, что открывал ему его собственный мир». Сам же Курбе, сторонник социалистической доктрины П. Ж. Прудона, по оценке зарубежных историков искусств, был мастером «художественного социализма и живописного натурализма». Отдельные картины художника написаны с претензией на символическое обобщение реальности, хотя в действительности представляют собой прямолинейно-натуралистическое изображение эпизодов из собственной жизни («Происхождение мира». 1866). Несколько позже термин «реализм» появится в литературной критике для определения французской литературы XIX в. от О. Бальзака до апостола натурализма Э. Золя, сочетавшего описание грубости, подчас низости мира рабочих с политическими провокациями и наставлениями в духе социализма. Многие французские исследователи считают, что «реализм в историческом смысле не создал ни школы, ни живописной концепции, но социалистический и гуманистический порыв, подтолкнувший нескольких художников после революции 1848 г. отобразить в своих произведениях политические доктрины».
Камиль Коро. Купальщица у моря. Нью-Йорк, Метрополитен.
Таким образом, «реализм» - это сознательно идеологизированное искусство, и этим он отличается от натурализма, представители которого стремились к объективному и бесстрастному изображению человеческого характера, обусловленного его природой и бытовым окружением.
Однако, если «реализм» тенденциозен и предполагает определенную авторскую позицию, то в натурализме автор уподобляется беспристрастному естествоиспытателю, словно наблюдающему в окуляре микроскопа повседневную жизнь человеческой среды. Дистанцируясь от ложного официозного оптимизма и мещанской морали, натурализм решительно осваивал новые темы, заглядывая в самые потаенные уголки обыденной жизни, открыл роль подсознательного в психике человека. Многое из того, что было открыто натурализмом, впоследствии было использовано в художественной практике модернизма.
Иван Шишкин, Константин Савицкий Утро в сосновом лесу, 1889 холст, масло. 139×213 см Третьяковская галерея, Москва.
В России для обозначения нового этапа в 40-е года XIX века употреблялось понятие «натуральная школа», связанная с творческими традициями Гоголя. Впервые введенное в оборот в 1846 г. Ф. Булгариным, это понятие, не без оглядки на французов, было развито в эстетике В. Г. Белинского и подхвачено так называемыми революционными демократами, звавшими Русь «к топору». Н. Добролюбов, выдвинувший принцип «реальной критики», употреблял термин «реализм», но не в значении способа воссоздания жизни, а, скорее, в смысле ее восприятия (А. А. Аникст). С развитием натуральной школы в литературе начинают преобладать прозаические жанры, очерки, мемуары, социально-бытовые повести. Отличительной особенностью художников?«реалистов» стали тенденциозность, морализаторство, редуцирование к социально-политическим проблемам или повседневное бытописательство. Именно к таким живописцам был применен горьковский термин «критический реализм», который долгое время распространялся в советском литературоведении на русское искусство XIX века. Советские теоретики, вдохновляемые категорией «понятности и простоты», принялись дружно разрабатывать теорию этого вполне виртуального направления. В результате кропотливого труда романтизм был разделен на «реакционный» и «революционный», а реализм указанного периода - на «социально-критический», «психологически утверждающий» и др. Нередко термин использовался в тех случаях, когда художник в своих произведениях «облагораживал повседневную реальность». Разумеется, были и здесь свои исключения, даже в среде передвижников, - чаще всего там, где живописцы, как и их предшественники - мастера Возрождения, не были скованы канонами или ограничениями. Такими художниками, несомненно, были Н. Ге, А. Иванов или П. Федотов, которого Н. Харджиев, авторитетнейший исследователь русского авангарда, считал новатором, «явлением, исключительным для XIX в.», чья живопись ощутимо повлияла на раннего М. Ларионова.
Илья Репин Бурлаки на Волге, 1872—1873 Холст, масло. 131,5×281 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Типичным примером «облагороженной реальности» является приведенная здесь картина И. Шишкина, обязательный атрибут всякой райцентровской столовой. Но является ли она отображением повседневной жизни? Едва ли. Слишком уж ощутима тщательная срежиссированность мизансцены, свидетельствующая лишь о профессиональном владении композиционными приемами. А вот образец «социально-критического реализма» - не менее известное полотно И. Репина «Бурлаки на Волге». «Со смелостью, у нас беспримерною, Репин окунулся с головою во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной щемящей действительности», - восклицал критик В. Стасов. «По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги», - высокопарно, с надрывом, вторит критику современный искусствовед. Но вот что пишет уже упоминавшийся Якимович: «Илья Репин… выписывает фигуры и физиономии своих бурлаков или запорожских казаков в своих известных картинах. Писал и любовался: какие яркие и колоритные типы! Какая сила народная! Его при этом как будто совершенно не интересовал тот факт, что эти яркие народные типы наверняка способны и пырнуть проожего ради овладения его кошельком, и ограбить дом, и напакостить в церкви. Про пьянство, хамство и матерщину и говорить не приходится».
Прав поэт: «Каждый пишет, как он слышит».
Александр Гарбуз
статья опубликована в журнале «Рампа. Культура Башкортостана» № 4 (222) 2012 год.
По материалам http://artageless.com
ВВЕРХ
|