ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

In Principio: павильон Ватикана в Венеции как радикальный шаг аджорнаменто


В июле 2013 года Папа Римский Франциск подписал декрет о канонизации двух своих предшественников — Иоанна XXIII и Иоанна Павла II. Иоанн XXIII в 1959 году впервые сформулировал концепцию аджорнаменто — «обновления», модернизации церкви, присоединения ее к современному миру. О том, как эта концепция воплотилась в павильоне Ватикана, впервые представившем на 55-й Венецианской биеннале собственную экспозицию с многозначительным названием In Principio («В начале»), рассуждает КОНСТАНТИН ДОРОШЕНКО.

Текст: Константин Дорошенко

Первые слова Евангелия от Иоанна, вынесенные в название павильона Ватикана на Венецианской биеннале, раскрывают не только концепцию выставки, посвященной Творению. Сам факт выступления Ватикана на биеннале современного искусства, как и имя св. Франциска, апостола бедняков, принятое новым понтификом, стали концентрированной доктриной, политической декларацией католической церкви, ставящей ее «в начале» нового отношения к обществу, а следовательно, к искусству. Новым, радикальным шагом аджорнаменто.
Фрагмент экспозиции In Principio (входной зал) в павильоне Ватикана на 55-й Венецианской биеннале с работами Тано Фесты 1970-х годов. 2013. © Collezione Jacorossi, Roma

Экспозиция павильона Ватикана в Арсенале не стала громким художественным событием. Но значение ее для культуры важно прямотой нарратива. Не стоит забывать, что принятая Вторым ватиканским собором «Пастырская конституция о Церкви в современном мире» (1965) содержит целый раздел «О правильном развитии культуры», заявляя: «Между благовестием спасения и человеческой культурой существуют разносторонние взаимосвязи. Ибо Бог, объявляя себя своему народу — вплоть до полного своего проявления в воплощенном Сыне, — говорил к людям в соответствии с присущей разным эпохам культуре. Так же и Церковь, живя в ходе столетий в разных обстоятельствах, употребляла изобретения всевозможных культур, чтобы донести и пояснить всем народам проповедь Христова благовестия…».

Интродукция проекта в Венеции — скорее дизайнерские, чем художественные реплики итальянца Тано Фесты на тему фресок Микеланджело, — хрестоматийная иллюстрация постулата «Конституции о Священной литургии» (1963): «…Матерь Церковь всегда была подругой изящных искусств и постоянно прибегала к их благородным услугам…». Сикстинская капелла служила местом встречи трех предшественников папы Франциска с деятелями искусства, грандиозным доказательством культуртрегерской традиции Святого Престола. «Полная драматичности живопись Микеланджело своей красотой, колоритом и формами становится возвещением надежды, мощным призывом поднять наши взоры к окончательным горизонтам», — говорил Бенедикт XVI. О том, как по распоряжению Пия IV всего через год после смерти Микеланджело чресла фигур на его фресках были прикрыты драпировками, понтифики новейшего времени не вспоминают.
Фрагмент экспозиции In Principio (раздел Creazione) в павильоне Ватикана на 55-й Венецианской биеннале с интерактивной видеоинсталляцией Studio Azzurro. 2013. Фото: Константин Дорошенко. Courtesy Studio Azzurro

Драматургия выставки In Principio — трехчастная. Первая часть — «Сотворение» (Creazione). Интерактивная видеоинсталляция арт-группы Studio Azzurro, транслирующаяся на полу и стенах, прямолинейна до примитивности. Стимулируемые прикосновениями зрителей образы неживой природы превращаются в растения, затем возникают человеческие руки и — ряды блуждающих людей. Обыкновенных, с какими легко себя ассоциировать всякому. Но они — не абстракция, у каждого — своя история, не содержащая откровений или чего-то шокирующего. Как, впрочем, и клерикального. Зритель дотрагивается до фигуры — она оборачивается к нему и начинает рассказ.

С тех пор как в 2009-м Ватикан заявил о готовности участвовать в биеннале, в художественных кругах фигурировала информация о том, что переговоры ведутся с Анишем Капуром. «Церковь хочет вернуться к величию диалога с прекрасным, а не только истинным», — резюмировал культурную политику понтификата Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера) кардинал Джанфранко Равази, председатель учрежденного Иоанном Павлом II (Каролем Войтылой) Папского совета по культуре. В этом контексте, объединяющем эстетическую линию двух последних перед Франциском епископов Рима, Капур был уместен. Как и другие звезды-участники папского приема, приуроченного к годовщине написанного в 1999 году Каролем Войтылой «Письма к деятелям культуры» — Билл Виола, Яннис Куннелис или даже Заха Хадид. В «Письме» Иоанн Павел II увещевал творцов: «Пусть красота, которую вы передаете будущим поколениям, будет такой, чтобы их удивляла! Пред священностью жизни и человеческого существа, пред чудесами Вселенной единственное соответствующее чувство есть удивление».
Юрий Никитин. Святейший отец Иоанн Павел II. 2005. Иконописный портрет, заложивший традицию греко-католической иконографии блаженного папы. Courtesy кардинал Любомир Гузар

Войтыла был воплощением эпохи спецэффектов и удивлений, медиаиконой, папой-триумфатором, поднявшим на щит идею прав человека и торжествовавшим победу над коммунизмом. Исколесив планету, примерив головные уборы папуасов, цветочные гирлянды буддистов и иудейскую кипу, он эксплуатировал привлекательность поп-культуры, soft power ее образов для реевангелизации Восточного блока и мира. Кульминацией этой эстетики стал видеоклип, выпущенный к диску песнопений Иоанна Павла II Abba Pater (1999), впитавший находки Майкла Джексона, Пьера и Жиля и Оливьеро Тоскани. Соберись Ватикан появиться на биеннале раньше, видеоарт Святого отца превосходно вписался бы в «Диктатуру зрителя» Франческо Бонами (2003) на 50-й Венецианской биеннале рядом с Деймианом Херстом, Маурицио Каттеланом и Такаши Мураками. Но миссия папы-суперзвезды и болезнь Паркинсона стали причиной прокрастинации блаженного Иоанна Павла II в целом ряде насущных проблем внутрицерковной жизни. Решать их выпало Бенедикту XVI.
Михаэль Трейгель. Папа Бенедикт XVI. 2010. Courtesy посольство Германии в Ватикане

С точки зрения эстетики Ратцингер был очень честным папой, сознательно избрав путь непопулярности. Его пышные одеяния, отсылавшие к «эпохе Пиев», осуждали деятели искусств, но именно Бенедикт увенчал свой герб митрой вместо тиары — символа светской власти наследников св. Петра. Мир изменился, изменились медиа, образ суперзвезды девальвировался как таковой, разразился финансовый кризис. Бенедикт избрал путь быть папой-символом, аллегорией. Подобно Бодрийяру увидев в церемониале единственно возможное противостояние «смешению всего со всем».

Имя Франциска, принятое Хорхе Марио Бегрольо, избранным папой в марте 2013 года, расставляет новые акценты. Художник, украшающий крикливые коллекции миллиардеров, олицетворяющий социальный престиж, не может представлять церковь обездоленных. Для нее важен маленький человек. Никакого элитаризма. И работа Studio Azzurro — программное искусство для простецов.
Фрагмент экспозиции In Principio (раздел De-Creazione) в павильоне Ватикана на 55-й Венецианской биеннале c фотоработами Йозефа Коуделки. Фото: Francesca Boschetti. © Josef Koudelka/Magnum Photos

Вторая часть ватиканского павильона — «Разрушение» (De-Creazione) — форматные черно-белые работы чешского фоторепортера Йозефа Коуделки, на первый взгляд, отсылают к экологизму. Удручающие пейзажи расставлены на полу, словно обвалившись со стен, — руины, заводы, магистрали, пустыни. Между тем, это иллюстрация более глубокого тезиса современной католической мысли — осуждения экономической цивилизации. Усекновение трансцендентности приводит к концентрации «не на жизни и уж тем более не на смысле жизни, а на качестве жизни» (Виктор Топоров). Сверхпотребление порождает сверхнедопотребление, в обоих случаях — страдание человека, и неизбежно — мира, сотворенного для него Всевышним.
Фрагмент экспозиции In Principio (раздел Ri-Creazione) в павильоне Ватикана на 55-й Венецианской биеннале c работой Лоуренса Кэрролла. Фото: Francesca Boschetti. © Lawrence Carroll

Финал экспозиции — «Воссоздание» (Ri-Creazione), инсталляция американца Лоуренса Кэрролла. Проступая сквозь тающий лед или освещающийся электричеством воск, изображения на картинах отсылают к доктрине инкультурации, предполагающей «внесение евангельского семени в культуру таким образом, чтобы зародыш веры мог развиваться в ней и выражаться согласно ее ресурсам и ее гению» (журнал La Civiltà Cattolica, 1980). Идея христианизации в значении гуманизации античной и любых варварских культур восходит к провозглашению Львом XIII перманентной актуальности концепции Фомы Аквинского о гармонии веры и истинного знания: учение «ангельского доктора» и сегодня остается краеугольным камнем католического интеллектуализма.
По материалам: www.artguide.ru



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"