ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Aleks De Kairoy
Александр Фрустратов Ильич
Оксана Кулаченко Дмитриевна
Оксана Кулаченко Дмитриевна
Ольга Думанская Игоревна
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Без права на репродукцию


Как уничтожали искусство: сожженные, съеденные, разбомбленные и стертые картины

Работа художницы Валери Хегарти

Работа художницы Валери Хегарти
valeriehegarty.com

На днях стало известно, что картины, похищенные из роттердамского музея в 2012 году, погубило человеческое невежество: запаниковавшая сообщница не придумала ничего лучше, чем уничтожить награбленное — а именно семь произведений за авторством первых имен в изобразительном искусстве XX века. «Лента.ру» решила вспомнить другие картины, которые мы уже никогда не увидим: эти произведения либо пропали без вести и надежды на спасение нет, либо были уничтожены — преступно, халатно, случайно или даже во имя искусства.

Музей Kunsthal в нидерландском Роттердаме ограбили 16 октября 2012 года около трех часов утра. Сработала сигнализация, однако приехавшие полицейские остались ни с чем: в музее преступники пробыли лишь две минуты. За это время воры смогли унести по картине Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Люсьена Фрейда, Мейера де Хаана и сразу две — Клода Моне; стоимость похищенного оценивают то в 100, то в 200 миллионов евро.

След картин привел голландскую полицию в Румынию; в частности, полиция изучала музейные камеры наблюдения и анализировала частоту посещения Kunsthal. C начала 2013 года в Румынии стали задерживать и обыскивать предполагаемых участников «ограбления века», однако картины все не находились. Судя по всему, уже не найдутся. Мать одного из троих подозреваемых, Ольга Догару, рассказала, что, после того как в январе был арестован ее сын, она испугалась за него — и не придумала ничего лучше, чем закопать похищенные произведения на деревенском кладбище. Позднее, в феврале, она откопала их и сожгла в печи.

Румынские эксперты уже нашли в золе следы краски и грунтовки (свинец, цинк, медную лазурь), а также холста и гвоздей возрастом более ста лет. Судя по реакции в интернете, сама осмысленность поступка Ольги Догару поразила общественность не меньше, чем необходимость смириться с потерей шедевров.

Люсьен Фрейд, «Женщина с закрытыми глазами»
Люсьен Фрейд, «Женщина с закрытыми глазами»

Поразительно схожая с роттердамской история произошла в Италии во второй половине XX века. В 1969 году из часовни Сан Лоренцо в Палермо была похищена картина Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием». Подозрение, естественно, пало на «Коза Ностру»; следов картины полиция не нашла до сих пор. В 2009 году бывший киллер сицилийской мафии, ссылаясь на слова своего босса, рассказал, что шедевр все это время хранился на ферме в полном небрежении — полотно частично съели свиньи и крысы. После этого невежественные хранители картину сожгли.

Караваджо, «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием»
Караваджо, «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием»
 
 

Множество старых шедевров погибли в годы войны. Один из самых известных примеров — «Дробильщики камней» Густава Курбе, социально-критическое произведение, ставшее звездой Парижского салона 1850 года и уничтоженное почти столетие спустя, в 1945 году, во время бомбардировки Дрездена. Машина, увозившая картину Курбе вместе с еще 154 работами из Дрезденской галереи, была разбомблена силами союзников уже на подъезде к крепости Кёнигштайн, где их планировали спасти. А два бесценных Караваджо — «Портрет куртизанки» и «Святой Матфей с ангелом» погибли в дни победы в Берлине, в ходе пожара в зенитных бункерах в районе Фридрихсхайн, где хранились картины из берлинских музеев. Тогда эта территория контролировалась советскими войсками, пожар начался при невыясненных обстоятельствах. Вместе с Караваджо погибли более 400 работ, в том числе произведения Рубенса, Гойи, Кранаха, Йорданса, ван Дейка и многих других старых мастеров.

Гюстав Курбе, «Дробильщики камней»
Гюстав Курбе, «Дробильщики камней»

Дегенеративным искусством нацисты называли произведения авангардного и модернистского искусства, которое противоречило «классическим» художественным вкусам Гитлера, а потому было объявлено еврейско-большевистским и антиарийским. Картины, конфискованные министром пропаганды Геббельсом, были в 1937 году представлены на выставке, которая и была названа «дегенеративной». На ней были представлены работы Пауля Клее, Марка Шагала, Отто Дикса, Оскара Кокошки, Пита Мондриана, Алексея фон Явленского, Эмиля Нольде и других. Многие картины пережили разгром Третьего Рейха, но не все. В 1942 году в садах Национальной галереи Же-де-Пом (Париж) были сожжены картины Пикассо, Клее, Миро, Эрнста, Леже, Дали. Среди «дегенеративных» шедевров, уничтоженных нацистами, — первые три работы из десятичастной серии Василия Кандинского «Композиции»; первая сохранилась лишь в виде фотографии, вторая — в эскизе.

Василий Кандинский, «Композиция I»
Василий Кандинский, «Композиция I»

На Гентский алтарь — одно из величайших произведений религиозной живописи, шедевр раннего Возрождения, созданный в 1432 году голландцем Яном ван Эйком и (возможно) его братом Хубертом, — покушались не раз. Его хотели сжечь кальвинисты в XVI веке, расчленяли и конфисковывали комиссары французского революционного Конвента в конце XVIII-го, продавали по частям в XIX-м, спасали от немцев в годы Первой и Второй мировых войн. Однако по-настоящему серьезный урон был нанесен ему 11 апреля 1934 года, когда таинственно исчезла одна из его створок, причем очень ценная: одну ее сторону занимает изображение «Иоанна Крестителя», другую — «Праведные судьи»; в числе последних Ян ван Эйк изобразил самого себя.

Тогда люди были уверены, что это дело рук нацистов. В 1934-м все в Бельгии бредили скорой войной. Незадолго до пропажи в горах погиб король Альберт I, побеждавший немцев в годы Первой мировой, и его смерть отказывались считать случайностью. А исчезнувшая часть алтаря 99 лет до этого хранилась в Берлинском музее. Однако спустя неделю после пропажи гентский епископ получил письмо с требованием выкупа за часть алтаря — похититель просил миллион франков. Преступник, чтобы доказать, что не блефует, в скором времени вернул «Иоанна Крестителя», продолжая требовать миллион за «Судей» (еще в Берлине створка была распилена вдоль). Похитителя пытались выследить при передаче небольшой части выкупа, но от погони он ушел; узнав, что у епископа миллиона нет, он изобретательно предложил собрать пожертвования с верующих.

25 ноября того же года банкир Арсен Годетьер, самый активный сборщик пожертвований в Бельгии, произносил речь перед членами Католического союза, убеждая их дать денег на спасение шедевра. Неожиданно он упал и потерял сознание. Ненадолго придя в себя, он сказал: «Я перед Высшим судом.. Все, что касается алтаря... у меня дома... в шкатулке... Только мне известно, где „Праведные судьи“... Я уже ничего не могу для них сделать... Они спрятаны...» Где спрятаны Годетьер не сказал — он умер от инфаркта.

В доме банкира действительно была найдена переписка преступника с епископом — но ни следа пропавшей створки. Было очевидно, что физически слабый Годетьер не мог быть собственно похитителем — разве что сообщником. Кроме того, у него была безупречная репутация — набожен, богат, в Первую мировую спасал от немцев драгоценную церковную утварь. Поэтому роль банкира в похищении прояснена не была; на след «Праведных судей» так никогда и не вышли, в 1945 году их заменили копией работы художника Йефа ван дер Фекена.

Гентский алтарь
Гентский алтарь

2 сентября 1998 года рейс 111 компании Swissair, летевший из Нью-Йорка в Женеву, потерпел авиакатастрофу — самолет McDonnell Douglas MD-11 разбился к юго-западу от Международного аэропорта Галифакса (Канада) и упал в воду. Все 229 человек, находившихся на борту, погибли. Расследование длилось пять лет и стоило 57 миллионов канадских долларов. Было установлено, что в самолете случился пожар. Короткое замыкание произошло в бортовой системе развлечений, с помощью которой пассажиры бизнес-класса смотрели кино и играли в видеоигры, а материалы, покрывавшие провода в самолете, оказались недостаточно огнестойкими и позволили огню распространиться. На погибшем борту находился большой груз драгоценностей и бриллиантов, в том числе музейных, а также одна жемчужина — «Художник» Пабло Пикассо (1963).

Пабло Пикассо, «Художник»
Пабло Пикассо, «Художник»

24 мая на складе компании Momart в Лейтоне, восточный Лондон, произошел пожар, ставший вехой в истории так называемого Бритарта. Огонь уничтожил гигантское число произведений художественного течения Молодые британские художники (Young British Artists, YBA) — шок-поколения 1990-х. Многие произведения принадлежали первооткрывателю YBA, рекламщику и галеристу Чарльзу Саатчи: коллекционер заявил, что среди погибших работ были как его личные «любимцы», так и символы художественного поколения, которым нет замены. Среди них — знаменитая работа Трейси Эмин «Все, с кем я когда-либо спала, 1963–1995». Она представляет собой палатку, изнутри украшенную аппликациями с именами всех людей, с которыми Эмин спала — во всех смыслах, не только сексуальном; среди перечисленных людей есть и бабушка художницы. Эмин отказалась воссоздавать прославивший ее арт-объект, заявив: «Мне жаль работу, но еще больше мне жаль свадьбу, разбомбленную в Ираке».

Куда более насмешливо отнеслись к происшествию братья Динос и Джейк Чепмены. Применительно к тысячам героев их монументальной скульптурной композиции «Ад» огонь поистине стал очистительным и спасительным — то, что с персонажами сотворили скульпторы, куда страшнее и гротескнее. Когда в том же году Momart предложила братьям-постмодернистам сделать для компании сувенир, те нанесли ее логотип на зажигалку. Однако еще больше, чем Чепмены, повеселились британские таблоиды, которые вместо того чтобы выразить сожаление, стали высмеивать современное искусство и плач по погибшим — якобы невосстановимым — работам.

Трейси Эмин, «Все, с кем я когда-либо спала»
Трейси Эмин, «Все, с кем я когда-либо спала»
Фото: kellymama.com
 

Иногда искусство уничтожается ради искусства. В начале 1950-х абстракционист, изобретатель «комбинированных картин» Роберт Раушенберг испытывал на прочность сами границы искусства — проверял, можно ли делать живопись из грязи, туалетной бумаги и сусального золота. В конце концов перед ним встал вопрос, можно ли создавать живопись из стирания. Первоначально он уничтожал свои собственные работы, однако затем понял: чтобы эксперимент состоялся, он должен подступиться к произведениям, которые сделаны другими людьми, а потому изначально ценны сами по себе. Он обратился за рисунком к великому абстрактному экспрессионисту Виллему де Кунингу, которого обожал; тот неохотно согласился. Работа «Стертый рисунок де Кунинга» (1953) была обрамлена, а описание для нее сделал другой знаменитый художник — Джаспер Джонс. Эксперимент Раушенберга естественно было сравнить с реди-мейдами Марселя Дюшана — который, например, подрисовывал усы «Моне Лизе». Раушенберг одновременно воздал должное де Кунингу и символически освободился от его влияния; и радикализовал акт агрессии до той степени, что он выродился в свою противоположность — иронию.

Роберт Раушенберг, «Стертый рисунок де Кунинга»
Роберт Раушенберг, «Стертый рисунок де Кунинга»
 
 
1/2

Однако и это, кажется, не предел иронии. Если вбить в «Гугл» destroyed art — уничтоженное искусство — то едва ли не каждая третья ссылка будет не на Раушенберга, не на Пикассо и даже не на роттердамские картины. Самое популярное произведение разрушенного искусства — это «Пушистый Иисус». Так называют результат реставрации фрески «Ecce Homo», проведенной 80-летней испанкой. Худшая реставрация в истории искусства стала хитом интернета и обессмертила пенсионерку, а заодно с нею — и автора изначального изображения.

Элиаса Гарсиа Мартинеса и Сесилия Хименес «Пушистый Иисус» (Ecce Homo )
Элиаса Гарсиа Мартинеса и Сесилия Хименес «Пушистый Иисус» (Ecce Homo )
Источник: lenta.ru



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"