Написал статью: Opanasenko
Преодоление аматорства
«Нам не хотелось бы аматорства» - подытожил презентацию Визуально-исследовательской платформы её куратор Константин Дорошенко. Согласно намерениям организаторов пресс-конференции, состоявшейся в понедельник, 21 октября, в КНУ им. Т.Шевченко, созданная на базе университета Платформа станет «инновационным проектом», призванным представить «новый формат живого исследования и междисциплинарного диалога художников».
На этапе презентации проекта рано говорить о его качестве. Однако уже сейчас возникает опасение, что заявка об инновационности может оказаться слишком амбициозной. Хотя бы потому, что проект «нового формата исследования» открывается выставкой Владимира Кузнецова, в данный момент находящегося на пике своей популярности. Константин Дорошенко говорит, что это его личное кураторское исследование последних лет. Но тогда нелогичными кажутся озвученные кураторами задачи Платформы. Вместо междисциплинарного диалога и исследования, в котором принять участие должны студенты, последние с самого начала получают готовый продукт, к которому прямого отношения не имеют. Чтобы разобраться, будет ли платформа инновационным образовательным проектом, либо же пространством для высказывания её кураторов, ART UKRAINE обратился к Константину Дорошенко.
Участники пресс-конференции Визуально-исследовательской платформы на базе КНУ им.Т.Шевченко: Галина Усатенко (куратор Платформы), Владимир Бугров (проректор КНУ им.Т.Шевченко), Константин Дорошенко (куратор Платформы), Владимир Кузнецов (художник). Фото: Андрей Еловиков
Ася Баздырева Вначале определимся с терминологией: что значит визуально-исследовательский?
Константин Дорошенко Я совершенно убеждён, что визуальное искусство работает с территорией социума и с территорией исследования. Визуальное искусство сегодня является исследовательским и изучает социальное и личностное. Есть давно существующая проблема между публичным и интимным, личным и социальным - эта проблема решается на территории искусства. В данном случае мы хотим объединить молодых художников, которые занимаются визуальным искусством с молодыми исследователями - студентами факультетов философии, культурологии; мы хотим, чтоб эта платформа была также открыта для театральных и художественных критиков. На выходе интересно, чтоб студенты могли применить свои знания на практике. Молодые художники хотят что-то сказать - они ожидают ответа; молодые исследователи рефлексируют - пусть это будет объединено в реальном времени. Чтобы занимающиеся историей искусства люди видели: искусство существует здесь и сейчас.
- Основной акцент Платформы сделан на междисциплинарность?
- Междисциплинарность и диалог с молодыми исследователями. Мы будем приглашать серьёзных учёных, кураторов, философов, которые изучают тему визуального, но только для того, чтоб включить в молодых исследователях их желание и амбицию, а не для того, чтоб пригрузить мудрыми мыслями уже состоявшихся людей.
- Вы упомянули художников, желающих выссказываться, и прочих деятелей, жаждущих что-то создавать. Но у меня есть сомнения, что это действительно так и вопрос об отсутствии адресата в последнее время всё чаще акутализируется. На днях, например, на бесплатный мастер-класс Ульриха Зайдля в рамках Молодости пришло тридцать человек. Отсюда вопрос: создание ВИП - это реакция на социальный запрос или всё-таки проактивное действие, направленное на создание ситуации?
- Скорее проактивное действие. У меня есть вера в то, что в новом поколении есть потенциал, возможности и желание. Я на протяжении многих лет слежу за молодыми художниками, писателями, критиками - их не очень много, но они появляются - на них мы и расчитываем. Сейчас существует некая мода на мастер-классы, но не всегда люди хоть что-то оттуда выносят. Даже если на Зайдля пришло тридцать человек - пусть это будут те люди, которым действительно было интересно его услышать. Я не хотел бы играть в моду. Я хочу быть аккуратным с тематикой и избегать лобовых прямолинейных вещей, которые легко считываются. Я хочу как раз исследовательский проект.
Отсюда и возникла персона Кузнецова. Я девять лет слежу за его творчеством, мы давно говорили о выставке - то есть это не реакция на недавние события. В его творчестве через переживание интимного опыта он тонко осмысляет общечеловеческие социальные моменты. Данный проект будет более многогранным, чем те проекты, к которым мы привыкли за последнее время. Не манифестационным. Если хотите, проект будет построен вокруг темы памяти. Есть память индивидуальная - это ваш личный опыт, и есть надиндивидуальная - есть некие стереотипы, которые в нас вложены.
- Это Юнг…
- Юнг в даном случае под большим вопросом - в его теории много фантазий. Юнг как раз из территории модного и помимо его теорий существует огромная традиция изучения понятия надиндивидуальной памяти, начиная ещё с античной философии. А к Юнгу мы даже обращаться не будем - он слишком декоративен как и его визуальное творчество, виденное вами на биеннале.
- Возвращаясь к Кузнецову: на мой взгляд, есть противоречие, что “новая визуально-исследовательская платформа” (как это позиционируется в пресс-релизе) открывается выставкой уже состоявшегося художника. То есть, вместо того, чтобы демонстрировать то самое исследование и на выходе представить работы малоизвестных художников, платформа начинается с готового продукта.
- Это для вас Кузнецов - состоявшийся художник. Я присутствовал на первых выставках в центре Сороса при НаУКМА и заметил, что в группе поддерживающих друг друга художников есть те, кто способен идти своим путём. Таким Кузнецов меня и интересует. Его нельзя ещё назвать мэтром - может быть, он никогда и не сможет им стать. Он слишком настроен на путь, а не на результат. Проект Кузнецова исследовательски ёмкий, он может разрастаться в разные стороны как ризома, потому что вокруг темы опыта, памяти и её фиксации можно строить интеллектуальный диалог. Этот проект вызревал давно, и именно потому что он подходит для интеллектуального анализа, мне он показался закономерным для старта платформы. Помимо этого, нам нужно сразу задать уровень, поэтому мы не взяли какого-нибудь сырого художника. В дальнейшем мы планируем открывать выставки раз в два-три месяца и привлекать к участию более молодых художников.
- Платформа основана на базе университета, что предполагает образовательную деятельность, а не только выставочную, о которой вы говорили пока что. В Украине с новыми формами образования сложно - их нет. Не боитесь ли вы, заявляя “новый формат живого исследованя и междисциплинарного диалога” - очередной местечковости?
- Я ничего не имею против хорошей классической системы образования - она не настолько исчерпана, как нам кажется…
- Но образование не исчерпывается классическими методами - вот в этом вопрос.
- Безусловно. Однако хороший лектор - мыслящий исследователь, а не просто создающий компиляции смыслов человек - всегда имеет потенциал вдохновить других людей и тоже начать мыслить. Стоит сказать, что я сам закончил КНУ - исторический факультет и продолжение нашего сотрудничества оказывается достаточно логичным. Во времена моего образования в 90-е годы профессора-исследователи, которые с интересом изучали некую тему, могли дать студентам гораздо больше, чем много надуманных модных технологий.
В рамках этого проекта у нас будет два круглых стола. Один - посвящённый теме наивного, архаичного и примитивного на территории современной визуальности. Не буду скрывать, эта тема вырастает из главного проекта Венецианской биеннале - там мы видели целую манифестацию художников-аматоров. Мы хотим привлечь широкий спектр исследователей: от людей, которые занимаются архаической вышивкой в музее Ивана Гончара, до молодых философов. Другая тема будет строиться вокруг сопоставления опыта приватного и интимного. Здесь, хотим мы этого или нет, возникает тема гендера. Вышивка, например, на славянских территориях имеет чёткую гендерную отсылку. Здесь мы выходим на понимание того, как человек преобразует в себе сегодняшнем традиционное понимание гендера. В дискуссию по этой теме мы вовлечём исследователей другого плана, возможно, общественных деятелей. Также будет несколько лекций - сейчас я веду переговоры с российскими философами, которые занимаются темой визуального, но с точки зрения философии, а не истории искусства. На территории исследования всегда нужно осознавать, что вы на ней не первый и что существует колоссальная традиция. Вопрос в том, чтобы не быть её эпигоном, но переработать и включить собственный мозг - вот это будем стараться делать.
Ну и в рамках проекта будет презентована книга, в которой будут собраны мои статьи за последние двадцать лет. Эта книга как раз не претендует ни на что академическое. Я не редактировал статьи, поэтому некоторые из них, написанные ещё в 90-х, мне сегодня кажутся наивными с точки зрения стиля. Но эта книга даст возможность молодым исследователям понять, в каком контексте им приходится работать. Это маленькая история, которая даст понять, что нечто, кажущееся сегодня революционным, уже было, но несколько в другом виде. Некий, если хотите, документ эпохи.
- Вы упомянули, что создание платформы - это инициатива университета…
- Кроме меня, куратором является доцент КНУ и общественный деятель Галина Усатенко - она вам об этом может больше рассказать. Но, по сути, идея выросла из серии лекций, которые проходили весной в рамках проекта АУТ 3: Сны наяву, когда мы делали лекции критиков Виктора Топорова, Максима Кантора. В качестве интеллектуальной базы мы использовали университет Шевченко. Из этого цикла неожиданных интересных дискуссий и вызрела идея создания платформы.
- Уже в пресс-релизе ощущается доминирование “статусов”, что даёт основания ожидать менторский тон со стороны кураторов. Как будет построена работа участников платформы - ориентированы ли вы на диалог, а не наставничество?
- Я против менторства. Если бы мне было интересно только учить, я бы уже давно принял предложение одного из университетов. Мне интересен диалог, может быть, даже самому учиться у тех людей, которые свежее, по-новому, в другой информационной ситуации смотрят на мир. Но любой из художников, с которыми я работал, подтвердит, что я жёсткий куратор. И когда нужно - очень жёсткий. Но всё равно это диалог. Однако на последнем этапе - экспозиционном - куратор обязан быть жёстким, иначе выставка превращается в винегрет. Любой художник не умеет останавливаться в пределах своего творчества и способен выставить всё, что он сделал. Поэтому в отсеивании работ и построении экспозиции и есть ответственность куратора.
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|