ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

ТРАДИЦИОННАЯ БЕЛОРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 14 – 18 ВЕКОВ


   

Матерь Божия Умиление/фрагмент/17 век

Рождество Богородицы 17 век

Пророк Илья. 1668 год

Святая Параскева 16 век


Техника написания образов белорусскими мастерами имеет свои отличительные черты, которые формировались постепенно. В качестве основы использовались доски, часто сосновые, липовые или дубовые толщиной от 2 до 3 см. Для обеспечения их надежного соединения между собой, предохранения от деформирования, иногда смены температуры и влажности, использовались шпонки – небольшие деревянные вставки, которые врезались с обратной стороны образа поперек досок. С этой же целью с лицевой стороны образа в местах соединения досок наклеивалась паволока – льняная или пеньковая ткань, причем та, которая была в употреблении и не давала усадки. После этого на подготовленную поверхность наносился левкасный грунт – смесь клея с гипсом или мелом. Высушенная поверхность выравнивалась и полировалась, часто украшалась резным орнаментом, раскрашивалась.
Важную роль в создании завершенного образа играл оклад. Традиция покрывания живописного культового произведения накладками из разных материалов формируется, вероятно, еще во времена старинных белорусских княжеств и становится особенно распространенной в 15-18 столетиях. В основе ее лежат еще более древние обычаи жертвоприношения воплощению божества, которые на протяжении столетий претерпели перемены, впитав и языческие и христианские культовые особенности. Оклады изготовлялись не только из металла, но также из дерева, иногда тканей. Богатые своим декором, такие покрытия являются ценными примерами декоративно-прикладного искусства. Отличительной особенностью белорусских образов 14-16 веков является широкое использование в украшении декоративно-пластичных средств и приемов резьбы и даже лепки по левкасному грунту, раскрашивание фона, покрытие живописной поверхности защитным лаком из яичного белка или смолы.
С 16 века, в белорусской иконописи в большей степени получают распространение сдержанные пластические трактовки образа. Мастера часто обращаются к силуэтной трактовке изображаемых персонажей, ограничивают лепку форм, моделируют окружение, одеяние персонажей локальными пятнами, покрывают фон резным орнаментом. В цветовом построении образов доминируют красно-коричневые, охристые и контрастные им синие, зеленоватые краски, сочетание которых придает им подчеркнуто-декоративный характер.
Начиная с 16 века, в образно-пластическом решении белорусских икон наблюдаются заметные перемены. Несмотря на главную определяющую роль канонов, по-прежнему существующих в белорусском иконописании, значительное влияние на него оказывают новые веяния, связанные с ренессансной эстетикой. Наиболее заметно это отражается на образных трактовках библейских персонажей. На смену прежней утонченности и условности изображений приходит конкретность, в некоторой степени житейская достоверность. Художников начинает волновать возможность воплощения разнообразных человеческих чувств, колоритных деталей реальной жизни. Этот процесс шел постепенно. Поэтому в отдельных образах можно заметить сочетание старых традиционных приемов и нового пластического и образного решения. Именно в 16 веке закреплялись и развивались многие отличительные черты белорусской иконописной школы, шел процесс формирования ее отличительного образно-пластического языка и стилистики. В сакральной живописи происходил постепенный отход от традиционных условно-плоскостных приемов письма и композиционного построения. Новые художественные решения появлялись в результате синтеза западноевропейских позднеренессансных влияний и местных традиций.
Приметой времени стали многосторонние интеграционные процессы в белорусском искусстве, которым в значительной степени способствовало сосуществование православной и католической конфессий. Кроме светской жизни, бытовой сферы, именно культурная среда открывала путь для разнообразных взаимопроникновений и взаимовлияний. В какой бы степени не существовала их разрозненность и обособленность, в действительности, в художественной практике имелось множество возможностей не только для разногласий, но и для сотрудничества. Без сомнения, можно сказать, что новые ориентиры белорусских иконописцев рождались также под влиянием отдельных произведений, привезенных с запада или написанных западноевропейскими мастерами, которые могли работать в Белоруссии. Но православная иконопись не была исключением. Ее образно-пластичные традиции становятся доступными, осваиваются также живописцами, работающими над росписью костелов. Явления такого рода получили распространение начиная с 17 века, особенно с того времени, когда начало складываться живописное убранство униатских храмов. Именно на границе указанных конфессиональных контактов происходило формирование новых художественных направлений.
Как свидетельствуют архивные материалы, литературные источники 14 – 15 вв., но особенно 16 века, на землях Великого Княжества Литовского, в том числе и белорусских, появляется значительное количество произведений или непосредственно зарубежного происхождения или выполненных по соответствующим образцам и связанных с католическим литургическим употреблением.
Белорусская иконопись - это отличный пример усвоения и творческой переработки разностилевых традиций, проникновение в нее западноевропейских веяний. В произведениях белорусской иконописи легко заметить одновременное употребление разных приемов: западное и старорусское происхождение композиционных схем, сочетание темперной и масляной техник, обращение к резному золоченому фону. При этом мастерам удалось избежать эклектики. Всю, на первый взгляд, разнохарактерность решения объединяют щедрое желание передать реальную глубину изображаемого простора, разнообразность движений персонажей, материальность, фактуру предметов.
Белорусские иконы сочетают в себе несколько живописно-образных схем – тех, которые были очерчены старинными традициями белорусской иконописи, сформированными еще в эпоху Возрождения, и новых - соответствующих позднему барокко с его подчеркнутой декоративностью, символичностью, сложными пространственными построениями.
17 век был важным периодом в развитии иконописи, которая по-прежнему оставалась одним из наиболее востребованных видов живописи. Этому способствовал ряд причин: возможность быстрого реагирования на проблемы времени, гражданской и конфессиональной жизни, а также хотя и ограниченные канонами и правилами, но, тем не менее – широкие возможности отображения реальности, дешевый и доступный для представителей различных социальных слоев способ исполнения.
В 17 столетии в развитии белорусской иконописи наблюдались несколько важных периодов, связанных с гражданско-политическими и конфессиональными переменами. Так, в первой половине 17 века набирает силу тенденция к архаизации иконописи, в основе которой лежало естественное стремление православного населения к сохранению своих национальных традиций, борьба с униатством и контреформатской политикой католической церкви. Это проявилось, главным образом, в обращении к традиционным или даже архаически пластичным приемам. Представление о характере этого явления дает образ Матери Божьей «Одигитрия Барколабовская».

Икона Божией Матери Барколабовская 17 век

 

Матерь Божия Белыничская 19 век

 

Архангел Михаил 18 век


Среди иконописных произведений выделяются те, которые были выполнены для католических и униатских храмов. Их в большей степени выделяет ориентация на западноевропейские живописные традиции, использование разнообразных композиционных приемов, богатых светотеневых моделировок. Даже наличие каноничных схем не ограничивает художественный язык авторов, поиск в каждом отдельном случае своеобразных решений. Среди ряда работ такого плана особое место занимает образ Матери Божьей «Белыницкая».
Значительную группу икон составляют произведения, которые были исполнены местными художниками с ориентацией на фольклорные, народные представления. Элементы своеобразного примитива, «наивность» образного и пластического строя можно заметить во многих образах. Число работ такого плана значительно выросло во второй половине 17 века, и эта тенденция в дальнейшем стала доминирующей. Отличительная особенность белорусской иконописи этой эпохи является проникновение в нее жанровых элементов и повествовательности. Это качество формировалось под несомненным влиянием стиля барокко, благодаря которому в образ приходят многосюжетность, этнографизм, естественность человеческих переживаний, остро схваченные и переданные жизненные ситуации. Их объединяет экспрессивная, лишенная патетики трактовка, тяга к монументальности. Более всего названные черты проявились в малоритских образах. Особенные черты, которые были отмечены в иконописи начала 17 века, усилились во второй половине этого столетия и приобрели доминирующий характер. Иконы приобретают черты жанровых повествований, в них возросла роль реального окружения и этнографических деталей. Произошел своеобразный сплав византийских, старокиевских традиций с эстетическими принципами новой эпохи, условностями и объемно-пространственными решениями, конкретными психологическими характеристиками. Увеличилась роль декоративных элементов, особое внимание придавалось формам, которые покрывали резным, а позже и лепным по левкасу орнаментом. Поменялось даже его смысловое значение. Фон стал объединяющим средством, который влиял на драматичность и экспрессивность изображаемых сцен, придавал образам соответствующий эмоциональный настрой.
С особенной очевидностью новые стилевые черты отобразились в житийных иконах, где последовательно рассказывалось о духовных или светских лицах, канонизированных церковью. Героями таких изображений были святые, мученики, церковные или гражданские деятели. Житийные иконы имели тесную связь с агиографической литературой (жития святых, апокрифы), которые в данный период контрреформации получили широкое распространение. Композиционно житийные иконы строились по заданной схеме, определяемой церковью и закрепленной в виде канонов. В центре изображаемой плоскости (в середине) помещалась фигура святого. Ее окружали меньшие по размеру житийные клейма.
С середины 17 века на территории Белоруссии четко обозначились несколько живописных школ, связанных с Могилевщиной, Брестким Полесьем, Гроденщиной, западными районами Витебщины. Каждая из них имела свои особенности, истоки которых лежат в характере гражданско-политического, экономического и конфессионального развития этих территорий, условий и направленности торговых связей. Так, для Могилевской школы, в целом неоднородной, присущ линейно-графический стиль, декоративность, внимание к бытовым деталям. Для манеры художников, которые работали в районах Брестского Полесья, характерны утонченность и точность рисунка, мажорная цветовая гамма, но вместе с тем – повышенная экспрессивность, абстрактность образного строя. Живопись Гроденщины, как и большинства районов Западной Белоруссии, отличается заметным влиянием западноевропейского искусства, что проявилось в распространении масляной техники, в активном освоении приемов алтарной живописи. Своеобразным художественным языком, образным строем отличается Западнополесская школа иконописи, одна из самобытных в белорусской живописи не только 17, но и 18 – 19 столетий. Ее формирование, скорее всего, началось со второй половины 16 века, но ее наиболее характерные черты сложились все же в 17 веке. Именно в это и более позднее время активизируется деятельность ряда монастырей: Борисоглебского в Турове, Спасского в Кобрине, Троицкого и Спасского в Дрогичене, Симеоновского в Берестье и ряде других, при которых работали иконописные мастерские и отдельные авторы. С 17 века иконы начали писать не только на досках, покрытых левкасным грунтом, но и на холсте, натянутом на подрамник или на деревянную основу. На формирование отличительных особенностей западнополесской школы повлиял отказ от традиционных прорисей, которые уже не сдерживали творческую фантазию, давали возможность более свободно трактовать библейские сюжеты. С этим связано соединение в иконах возвышенно-поэтических трактовок и жанровых мотивов, их мажорная и торжественная цветовая гамма.
Значительную часть сакральной художественной практики обусловила тенденция фольклеризации и примитивизации, ориентация на народные вкусы, обращение к традициям предыдущих эпох. Если фольклеризация в начале 18 столетия не была слишком подчеркнутой, то с его середины эта тенденция приобрела очень большое распространение. Поиски реалистичного отображения реальности, введение в изображения бытовых деталей, событий повседневной жизни способствовали нарушению каноничности образов, что в результате приводило к потере иконописью важных художественных ценностей, приближая иконы к произведениям народно-примитивного содержания.
Несмотря на сложность условий, в которых развивалась белорусская иконопись 18 века, существование в ней ряда тенденций и даже кризисные явления, очевидно, что это был пусть и непростой, но эволюционный процесс. На протяжении столетия в произведениях сакрального искусства исчезают некоторые архаические черты и, несмотря на существующую каноничность, в иконопись активно проникает барочный стиль, изменяя образно-пластичную речь мастеров. Но уже с середины столетия на иконопись все более заметное влияние оказывает стиль классицизма.

 

По материалам: http://melnichencko-alla.narod.ru



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"