ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Арт-каток или Цифрами по творческому самолюбию. Илья Чичкан



Хочется начать с небольшой аналогии. В ноябре 2013 года на женевском Christie’s был продан бриллиант в 14,82 карата за $ 35 млн. Сумма за драгоценный камень была рекордной ровно сутки. На следующий день Sotheby's реализовал свой главный ювелирный лот – бриллиант «Розовая звезда» за $ 83 млн. Казалось бы, рекорд побит почти втрое, и нос главного конкурента насухо утерт. Казалось всем, но только не Christie’s. Тотчас последовало заявление, из которого становилось понятно, что рекорд остается рекордом – нужно только посчитать стоимость одного карата. И действительно, Pink Star («Розовая звезда») сверкала 59,6 каратами ($ 1,39 млн. за карат), в то время как оранжевый бриллиант на пару с Christie’s вытянули из покупателя более $ 2,3 млн. за единицу измерения.

Ситуация очень напоминает аукционные истории украинских художников. Есть маститые гиганты публичных торгов, появляются новички. В секторе топ-художников нашего рынка аукционные продажи колеблются в пределах от 20 до 40 лотов за последние 10 лет. Есть удачные продажи, случаются нереализованные. У героя нашего следующего материала (пока не будем называть его имя) из 37 аукционных историй – 13 неудачных, рекорд по количеству непроданных работ. Но аналогия с ювелирными украшениями не случайна. «Оранжевый бриллиант» украинского рынка, Илья Чичкан, установил свою собственную планку: из 22 его работ не было продано 8. Коэффициент негативных продаж в 2,75 пока не побит, а причины занимательны для анализа.

Илья Чичкан, "Че", 2010

 

Илья Чичкан, лидер среди топ-художников Украины по соотношению непроданных работ к проданным.

По состоянию на ноябрь 2013 года имеет 22 аукционные истории, из них:

- 11 украинских домов;

- 11 международных домов;

-  наиболее успешная продажа (37 250 фунтов стерлингов за работу «Оно» 2003 года создания) состоялась в Лондоне на Philips de Pury в июне 2008 года. Эстимейт работы составлял GBP 30 000 – 40 000. Добавим, что продажа была на тот момент рекордной как среди участвовавших украинских художников на торгах, так и для украинского искусства вообще.

-  в дальнейшем на международном уровне средний эстимейт стремительно уменьшился: в 2008-2009 годах держась на уровне GBP 15 000 – 18 000, с конца 2009 года составил GBP 3 000 – 5 000.

-  подобный скачок кажется тем более странным, поскольку в 3-х из 4-х торгов 2008-2009 года работы уходили в пределах эстимейта (молоток падал на отметке GBP 12 500 – 15 000), не продана только единожды (Sotheby’s, июнь 2006). Более того, в том же сезоне сам художник представлял Украину на Венецианской Биеннале, что обязано должно было сказаться позитивно не только на результатах, но и на эстимейтах аукционных домов. Скандалом венецианская история не закончилась, меньшинства Чичкан не обидел и нефть в каналы не разлил… Впрочем, такое возможно, когда первые публичные продажи имеют мощное лобби персонального менеджмента, а затем их пути с художником расходятся – и аукционные дома ставят предельную стоимость исходя из рыночной активности, а не гарантированной продажи.

-  предыдущий тезис косвенно подтверждается фактом, что первые «пост-биеннальные» продажи (Philips de Pury, сентябрь 2009 года) покупателей на две работы художника в зале не нашли, даже при эстимейте GBP 4 000 – 6 000. Работы доставили, коллекционеров – нет. Как пела примадонна российской эстрады, «Эй вы там, наверху!»

-  после неудачного опыта международные дома обратили внимание на художника дважды: в ноябре того же 2009 года работа с Владимиром Кличко «Хранитель-тяжеловес» ушла за GBP 5 000 (при эстимейте GBP 4 000 – 6 000), а MacDougall, решившийся выставить на торги в 2011 году сразу три работы, сработал неважно: одна работа продана не была, две других ушли за одинаковую сумму GBP 2 600. Дополним негативный привкус данными эстимейта: GBP 1 800 – 3 000.

Илья Чичкан, "Хранитель-тяжеловес", 2009

-  спустя 4 месяца реализованная на MacDoudall работа «Дневное время на двоих» (будь она кинофильмом, ее выпустили бы в прокат с пометкой 18+) была перепродана в Москве на аукционе Sovcom за 180 000 рублей. Считаем: прибыль поспешного владельца составила 900 фунтов. Минус расходы на транспортировку, содержание, комиссию аукционного дома… Не ушел ли он в минус случайно, может,  организуем в блоге «краудфандинг» для пострадавшего?

-  наконец, последняя «зарубежная» продажа художника на премьерном аукционе Vladey в 2013 году отправила владельцу работу за 7 000 евро, при типично «галерейном» эстимейте EUR 12 000 – 15 000.

-  украинские аукционные дома тем временем пребывали в явном логическом отрыве от зарубежных. Судите сами: 2009 год – средний эстимейт $ 15 000 – 20 000 (результаты продаж отсутствуют), 2010 – средний эстимейт $ 12 000 – 16 000, одна работа реализована за $ 15 000, вторая не продана, 2011 – 2 работы с эстимейтом $ 25 000 – 30 000 не проданы, третья не продана даже при оценочной стоимости $ 4 000 – 6 000. Наконец, 2013 год, киевский аукционный дом оценил работу в $ 15 000 – 20 000, и… дальнейшую информацию скрыл. Илья, обращаюсь к Вам лично: позвоните этим людям и попросите внести стоимость продажи (по слухам она состоялась, и весьма успешно) в базу! Портят ведь Вам картину. 

 

Итого имеем:

- средний эстимейт отечественных продаж непоказателен: $ 12 000 – 15 000, при этом разлет от 4 000 до 30 000. В большинстве случаев картины не проданы. 

- средний эстимейт зарубежных продаж: 10 000 – 15 000, с резким уменьшением после 2009 года. В большинстве случаев работы проданы в пределах эстимейта. 

Теперь проведем параллельную выставочно-публичную линию Ильи Чичкана. Художник в третьем поколении, он как никто другой знает механизмы продвижения в среде рынка. Подчеркнутая эпатажность поведения и скандальность творчества вывели имя в разряд топ-персон отечественного рынка, как только он стал подавать признаки экономической жизни. Многочисленные выставки составляют львиную долю портфолио, в котором ярко смотрится Metropolitan Museum of Arts и упомянутая выше Венецианская Биеннале. Наличие работ художника в крупных частных коллекциях (Виктора Пинчука, Татьяны Франчук и других) привлекает к персоне дополнительное внимание и намекает на успешную капитализацию практически не снимая с гвоздя. В то же время отмечаем неоднородную реакцию рынка на работы в разные сезоны продаж. Существует такой синдром художника: «он настолько известен, весел и коммуникабелен, что о покупке его работ думаешь в последнюю очередь». Приводим как пример, вешать ярлыки не спешим.

Однако создается впечатление (особенно после пристального изучения тематик работ с политической привязкой), что основная публично-рыночная проблема творчества Ильи Чичкана (художник хорошо продается на «сером рынке», но мы говорим об официальных продажах) – поразительное непопадание в настроение толпы. Стоило ему написать портрет украинского политического деятеля в образе шимпанзе – как она оказалась великомученицей, и Запад стал грозить пальцем. Результат – работа не продана. Изобразил гетеросексуальные отношения в подробностях – как они стали не модными, и фактической пропагандой гомофобии. Результат – работа ушла ближе к нижней границе эстимейта, причем предыдущий владелец избавился от нее через несколько месяцев после покупки. Испугался иностранец висящих на стене мужчины и женщины, как бы в суд не подали.

 Илья Чичкан, "Юля", 2008

Однако, испугаются ли хорошо знакомые нам коллекционер с инвестором, внимательно следя за публичными торгами? 

По их мнению, в художника стоит вкладывать деньги, если вы:

- хотите встать в один социальный ряд с ведущими коллекционерами Украины;

- желаете пополнить коллекцию работами потомственного художника, несущего творческий заряд конца 80-х годов и неповторимую атмосферу сквота «Парижская Комунна» 90-х;

- любите показывать пальцем на первые полосы газет с возгласом: «это мой!»;

- готовы вложить деньги в раскрутку украинского искусства через художника, имеющего лучшие международные продажи и о котором знает западный рынок;

- хотите иметь «обратный политический барометр»: что изобразил – то скоро станет неактуально;

- с детства любите шляпы.

 

Работы художника не стоят вложенных денег, если вы: 

-  политически неактивны или лишены чувства юмора (что, на наш взгляд, одно и то же);

-  собираетесь в ближайшее время заработать на повторной продаже художника.

В следующей серии мы соберем досье на украинского художника, имеющего рекордное количество публичных продаж – как успешных, так и провальных. По аналогии с торгами Sotheby’s, с которых начат этот материал, назовем его тем же именем ноябрьского лота: Pink Star. Может, кто угадает?

 

 

По материалам: www.artukraine.com.ua



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"