|
Написал статью: Opanasenko
Интересные факты о живописи!
Микеланджело, по словам Бернини, признался перед смертью, что сожалеет о двух вещах: 1) что не сделал для спасения своей души все то, что обязан был сделать; 2) что он должен умереть тогда, когда только начал читать по слогам в своей профессии.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Во время Второй мировой войны в результате бомбежки Милана серьезно пострадало здание Церкви «Санта Мария делле Грацие», в которой находилась фреска «Тайной вечери»: три стены и крыша были полностью разрушены, осталась стоять только одна стена, на которой была знаменитая фреска.
Паоло Веронезе в 1573 г. написал для доминиканского монастыря в Венеции картину «Тайная вечеря». Но монахи категорически отказались принимать эту картину, утверждая что это кощунственное произведение искажает евангельский сюжет и больше напоминает пир венецианских патрициев. Веронезе пытался оправдать это тем, что он пытался заполнять свободное пространство теми деталями, которые кажутся ему наиболее интересными с точки зрения живописи. В результате за эту картину Веронезе пришлось предстать пред судом инквизиции, который обязал художника в течение трех месяцев исправить картину. Но Веронезе не стал переписывать картину, он просто поменял ее название. Так «Тайная вечеря» стала «Пиром в доме Левия», и все встало на свои места. Больше претензий не у кого не было.
Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.
Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного. Когда посланник Папы прибыл к Джотто и рассказал ему о своем поручении, Джотто взял лист бумаги, обмакнул кисть в красную краску и прижав локоть к боку, начертил абсолютно правильный и ровный круг. Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами: «Вот Вам рисунок». На что в ответ услышал удивленное: «Как, другого рисунка не будет?» Джотто ответил: «И этого одного будет слишком много». Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем. Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени. В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью. Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.
Художник Василий Поленов больше всего известен как пейзажист, автор таких картин, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Поленов был очень разносторонним человеком. До поступления в Академию художеств он участвовал в сражениях на сербско-турецком фронте, получил крест и медаль «За храбрость», занимался театральными постановками, попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика, композитора, учился на юриста. Однако главным делом своей жизни он считал цикл картин «Из жизни Христа». Поленов писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».
Чтобы добиться максимальной достоверности Поленов предпринимает две поездки в Палестину, где делает большое количество зарисовок с натуры, изучает палестинский пейзаж, костюмы, архитектуру. Над созданием картин «Из жизни Христа» художник работает с 1899 г. по 1908 г. В 1909 на выставке в Петербурге были показаны 58 картин из этого цикла, а затем 64 картины выставлялись в Москве и других городах. Для того, чтобы картины несли воспитательное воздействие, Поленов составил к картинам свод евангельских текстов с собственными примечаниями. Выставленные картины имели большой успех и получили огромный общественный резонанс. Было решено отправить все картины «Из жизни Христа» на выставку в Америку. Но бюрократические проволочки задержали отправку и в результате картины не попали на корабль, на котором они должны были плыть в Америку. Этот корабль назывался «Титаник». После этого Поленов долго не решался выставлять свои картины за рубежом. Но после революции, когда картины на евангельские сюжеты не стали востребованы в России, в 1924 году полотна «Из жизни Христа» были вывезены в Америку. Сейчас местонахождение большинства из этих картин неизвестно. Сохранились только альбом цветных репродукций, составленный Поленовым и черно-белый каталог выставки 1909 г.
Заслуживают внимания еще две картины художника на евангельские сюжеты.
В 1871 году Петербургская Академия художеств объявила конкурс для выпускников: они должны были нарисовать картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Победителя ждала награда – поездка на шесть лет за границу за счет казны для изучения достижений западноевропейской живописи. В этот год оказалось два победителя – Василий Поленов и Илья Репин. Они оба написали прекрасные картины на один и тот же сюжет.
Первые эскизы к картине «Христос и грешница» Поленов сделал, находясь в Европе, а закончил только в 1887 г. Он дал ей название «Кто без греха?». Цензор, курировавший выставку, на которой должно было выставляться полотно, первоначально не хотел давать согласие на включение картины в экспозицию. Вызывало сомнение слишком реалистичное изображение Христа. На картине был сделан акцент на Его человеческой природе, божественная сущность Христа оставалась за рамками полотна. Но к счастью, картина понравилась императору и он приобрел ее для себя. Цензура переименовала картину на привычное нам «Христос и грешница». В императорском музее полотно получило уже другое название: «Блудная жена». Поленов был крайне возмущен этим фактом: «Как вы не понимаете, это совершенно противоречит Евангельскому рассказу. Ведь там ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. И не она героиня моей картины. Ее смысл – в утверждении достоинства человека, христианского милосердия, прощения и любви»
Василий Поленов писал: «Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг».
Главным делом жизни художника А.А. Иванова и его «любимым трудом» стала одна картина. Картина, равной которой не было в русской живописи ни по размерам (540 х 750 см), ни по грандиозности замысла.
Сюжет картины художник называл всемирным. Иванов задумал написать момент прихода Христа-Мессии и «изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу».
О том, как появился этот замысел, он писал: «… идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии – на Евангелии Иоанна!!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу!» А вот как описывает картину Иванова его друг Н.В. Гоголь: «Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свей различные телесные движенья, устремляется внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на различных лицах своих различные чувства: на одних - уже полная вера; на других - еще сомненье; третьи уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушенье и покаянье; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот самый, во Имя Которого уже совершилось крещение, - и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: "Се агнец, взъемляй грехи мира!" И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря; "От Назарета пророк не приходит". А Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям".
Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал в течение 20 лет с 1837 по 1857 год в Италии. Он делает огромное количество набросков. Изучает историю, ассирийские древности и особенно Библию. По словам И.С. Тургенева: «он знал Евангелие от слова до слова». Для того, чтобы найти нужный пейзаж, он месяцами просиживал в болотах и пустынных местах Италии. Но гораздо труднее было изобразить на лицах людей момент обращения к Богу. Для этого художник изучал еврейские лица, пристально вглядывался в лица всех людей, с которыми встречался, часами просиживал в церкви и наблюдал за молящимися. Все это затягивало работу, его упрекали в том, что он ленится. Заканчивались деньги, которые ему выделялись на работу. Он вел нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил глаза и вынужден был долго лечиться. Но до тех пор, пока сам Иванов не пережил истинное обращение ко Христу, он не мог изобразить этого на полотне. По прибытии в Россию судьба картины не была ясна. После того, как она была выставлена, в печати появилась критическая статья, которая очень огорчила Иванова. Он заболел и вскоре скончался. В день его смерти пришло официальное сообщение о том, что император приобретает картину за 15 тыс. рублей серебром.
Находясь в пенсионерской поездке по Италии Иван Константинович Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира» на сюжет из Библии (Бытие 1:1), которая стала настоящей сенсацией в Риме. Папа Григорий XVI купил ее, наградив художника золотой медалью. «Исполать тебе, Ваня! – писал Н.В. Гоголь Айвазовскому. - Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял «Хаос» в Ватикане».
Из дневника Михаила Булгакова. «Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с приятелем, и он очаровал меня с первых же шагов.
- Что вам стекла не бьют? – спросил он у первой же барышни, сидящей за столом. – То есть как это? (растерянно). Нет, не бьют (зловеще).
– Жаль.
Хотел поцеловать его за это в еврейский нос. Тираж, оказывается, 70000, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации… На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно Библия, над ней склонились какие-то две головы.
- Как в синагоге, сказал приятель, выходя со мной.
Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно Его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».
Из дневников композитора Георгия Свиридова. «Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе, понизив уровень ее духовного насыщения до минимума, почти до нуля».
«Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».
Разные записи 1978 – 1984 гг.
Польская певица Анна Германа прекрасно говорила и пела по-русски. И это не удивительно. Она родилась на территории Советского Союза в г. Ургенч (сейчас это территория Узбекистана). У нее было не легкое детство. Отца репрессировали. Она жила с матерью и бабушкой в семье, имеющей голландские корни. Затем ее мать во время Великой Отечественной войны вышла замуж за польского офицера, который через несколько месяцев пропал без вести. Именно поэтому семья Герман отправилась в Польшу для того, чтобы попытаться разыскать его там, не зная, что он уже давно погиб. В Польше без знания языка, трудно было найти хорошую работу. Чтобы прокормить семью мама Анны – Ирма Герман работала с утра до вечера. Воспитанием будущей певицы занималась бабушка. Она была верующей адвентисткой седьмого дня. Когда Анна Герман стала знаменитой певицей, она неоднократно говорила: «все, что есть хорошего во мне, это благодаря моей бабушке». Все, кто общались с Анной Герман, отмечают, что она была очень милой, кроткой, отзывчивой женщиной, лишенной всякого налета звездной болезни, очень простой и открытой. В песнях, которые она выбирала для своего репертуара, не было ничего противоречащего христианскому мировоззрению. Но все же она была далеко от Бога. Как-то после одного из концертов бабушка сказала ей, что была бы очень рада, если бы Аня спела в ее церкви, на что Анна ответила, что обязательно когда-нибудь споет…
Прошло несколько лет и выяснилось, что певица больна раком поздней стадии, когда никто ей помочь уже не мог. Анна попросила, чтобы ей принесли бабушкину Библию. И когда она читала Библию, по ее свидетельству, Бог дал ей какой-то знак, какой именно, она не сказала. Но после этого она приняла крещение в церкви адвентистов. Анна Герман умирала, как человек, познавший Бога. Не смотря на все страдания, которые ей причиняла болезнь, в ее душе жила надежда и вера. Она сочиняла музыку на стихи из Библии и записывала их на магнитофон. И записи ее христианских песен уже после ее смерти прозвучали в церкви ее бабушки. На ее надгробном памятнике написаны слова: «Господь – Пастырь мой». Это слова последней песни, которую она спела в своей земной жизни.
Сергей Прокофьев, как и все дети его времени изучал «Закон Божий». Но батюшки, учившие его, не воспринимали всерьез его исканий. И не находя ответов на свои вопросы, он пережил разочарование в христианской вере. И только приехав в Америку, и познакомившись с одной протестантской общиной, он пережил настоящий духовный подъем. Прокофьев, оставаясь формально православным, посещал собрания протестантов и стал постоянным читателем журнала «Христианская наука». В 1928 году накануне подписания с Дягелевым контракта о создании балета на сюжет притчи о блудном сыне, Сергей Прокофьев написал в своем дневнике цитату из журнала «Христианская наука»: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». Если бы каждый начинал свой день с этой песней на губах и в сердце, он был бы благословен и мог бы благословлять других».
Работая над финалом балета «Блудный сын», над сценой встречи отца с сыном, он писал в своем дневнике: «Вечером, засыпая, я все искал новую тему, чистую, ясную, и думал, что для иллюстрации евангельской притчи она должна явиться свыше. Около часа ночи я встал и записал два такта. Рано утром сел работать снова, сохраняя тот же образ мышления, что и ночью. Тема вышла изумительная, и я после этого чувствовал себя именинником целый день».
Создание этого балета проходило не легко. Прокофьеву приходилось отстаивать свое понимание евангельского текста с либреттистом и балетмейстером. Композитор хотел, чтобы его произведение соответствовало тексту Священного Писания. Он писал: «Я злился, уставал злиться и старался ликвидировать свое настроение. Но ведь почему я злюсь? Потому что защищаю правое дело – евангельскую притчу от неприличия. Но вот в чем я не прав: нельзя злобой защищать Евангелие».
После премьеры спектакля за кулисами к Прокофьеву подошел Стравинский. Перекрестил его и поцеловав в лоб, прибавив: «Хоть вы и неверующий». На что Прокофьев ответил ему: «Почему вы думаете, что я не верующий? Вы очень ошибаетесь».
Из дневников Сергея Прокофьева: «Когда мы думаем о добре, о Боге, о бесконечности Его благодеяний, то выясняется их гармоничность». Совершенно верно. Отражение Божие всегда гармонично, но мы, мысля материально и создавая вокруг себя материальные атмосферы, не видим этого».
«Нет блага, кроме блага, дарованного Богом. Очень важное правило для того, чтобы отметать все фальшивые желания и радости и уметь ценить настоящее. Это изречение есть компас, по которому надо вести жизнь».
По материалам: http://frend.org.ua
ВВЕРХ
|