|
Написал статью: Opanasenko
ЗАДЕЛКА ПРОРЫВОВ ПОЛОТНА КАРТИН
Виды прорывов как по размерам, так и по форме, бывают самыми различными, начиная от проколов гвоздем и кончая прорывами любой величины. Прорывы круглые по форме встречаются редко, обычно полотно рвется по направлению нитей, поэтому прорывы бывают прямые, угловатые, уступами (в форме лестничных ступенек или зигзагообразные).
У тонких холстов прорывы образуются чаще, у толстых, прочных - реже, но зато последние труднее исправить. Дело в том, что прочный холст, прежде чем лопнуть (если он не сгнил), сопротивляется сильнее, предварительно он до предела вытягивается и затем уже рвется. Поэтому вокруг сквозного разрыва образуются искривления, сильные выпуклости или вогнутости холста, в большинстве случаев затрагивается грунт и красочный слой, иногда образуются осыпи. Такие холсты обычно рвутся быстрее, легче, поэтому и травмы их легче исправимы. Разумеется при одинаковой силе удара в тонком холсте при равных условиях (тяжесть картины, объект удара и т.п.) прорыв образуется больший.
Считаем небезынтересным сообщить одно наблюдение. Давность нереставрированного прорыва, оказывается, имеет значение. Прямой прорыв со сходящимися краями (бортами) по истечении некоторого времени под действием силы натяжения холста картины принимает как бы форму лодки и края его не сходятся. Реставрировать такой прорыв труднее обычного, особенно если он оказывается в каком-нибудь ответственном месте картины. Поэтому при всяких прорывах реставрацию откладывать не следует. Пусть даже прорыв на первый взгляд не внушает опасений, все же нужно принять все возможные меры. Если нет возможности сделать настоящую реставрацию, нужно постараться соединить борты разрыва и наклеить на него с лицевой стороны бумагу. Это в известной мере предохранит от дальнейших осыпей краски и грунта и от растяжения бортов разрыва.
Заделка прорывов, кажущаяся очень простой операцией, на самом деле весьма ответственна и сложна. Если на лицевой стороне живописи заметна выпуклость (чаще всего прямоугольной формы) и несколько мелких покоробленных участков полотна вокруг нее, без ошибки можно сказать, что на обороте имеется заплатка. Действительно, на оборотной стороне картины оказывается кусок холста, очень прочно приклеенный к полотну, да вдобавок еще прошпаклеванный какой-нибудь замазкой.
Заметив этот недостаток, некоторые реставраторы пытались, очевидно, найти какие-то способы облегчения краев заплат посредством выдергивания со всех сторон части ниток. Заплата получалась похожей на миниатюрную скатерть с бахромой.
Это нововведение почти не поправляло положения, и подобные заплаты все же четко обрисовывались на лицевой стороне картин.
Иногда можно встретить заделку прорыва посредством зашивания нитками с последующей шпаклевкой, а также путем наложения с изнанки грубой масляной шпаклевки, очень твердой и трудно удаляемой.
Встречаются заплатки и из бумаги, по-видимому, наскоро сделанные, также из марли, различных сортов материи, совершенно не соответствующих характеру холста картины. По размерам и форме эти заплаты также часто не отвечают форме и размеру прорыва. Например, на сравнительно небольшой прорыв в виде угла наклеена несоответственно большая заплата квадратной формы или на тонкий холст картины приклеена крепким клеем заплата из толстого холста. При высыхании клея такая заплата стягивалась и морщинила полотно.
Какие же приемы можно рекомендовать для успешной заделки прорывов? Нужно заметить, что не всякие прорывы целесообразно заделывать при помощи заплат. Мы имеем в виду очень большие разрывы холста, которые лучше устраняются средствами более капитальными, а именно — дублированием второго холста. Заделка же их заплатами потребует очень большой искусности и все же в дальнейшем может не оправдать себя. Не следует ставить заплаты на прорыв большой длины (40-60 см и больше) на сравнительно небольших картинах. Прорывы же меньших размеров при умении могут быть успешно заделаны заплатами.
Прежде чем сообщить технику этой работы, остановимся на одном приеме, который позволяет в некоторых случаях обходиться совершенно без заплат. Это касается совсем маленьких прорывов, проколов и пр. Прием заключается в следующем. Картину нужно положить лицевой стороной вверх, концы ниток холста по краям разрыва надо раскрутить и растрепать при помощи какого-нибудь острого предмета (игла, шило, кончик скальпеля), образовавшиеся волоконца соединить насколько возможно, переплетая между собой. После этого место прорыва и прилегающие к нему здоровые участки живописи, сантиметра на 2—3 вокруг, намазывают рыбьим клеем и заклеивают папиросной бумажкой. Когда клей станет подсыхать, через прокладку из плотной бумаги проглаживают это место утюгом. Остывший утюг можно затем оставить, как пресс, до полного просыхания клея, что способствует выравниванию покоробленных участков холста, которые почти всегда сопутствуют разрыву. Поскольку клей может просочиться насквозь и «прихватить» часть холста к мраморной плите или другой рабочей подкладке, целесообразно картину сдвигать с места и оставлять до полного просыхания, только уверившись, что она не приклеится к подкладке. После окончательного просыхания (на второй день) картину перевертывают и при необходимости аккуратно подшпаклевывают место прорыва для выравнивания оставшегося углубления. Шпаклевку можно замесить из сухого пигмента (охры или мела) на том же клее. По просыхании шпаклевки ее разравнивают концом ножа. Снимают бумажку с лицевой стороны картины так же, как это делается при укреплении красочного слоя, затем удаляют клей, оставшийся на поверхности живописи. Делают это очень аккуратно, так как можно размочить клей на месте прорыва, сведя тем самым свою работу к нулю.
Иногда в качестве клеящего вещества, являющегося одновременно и мастикой, применяется смолка (дамаровая мастика, канифоль). В этих случаях поступают несколько иначе. Когда волоконца прорыва растрепаны и переплетены друг с другом, место прорыва через бумагу проглаживают для выправления покоробленных участков. После этого на переплетенные волоконца кладут кусочек смолы, к нему прикасаются кончиком теплого утюга, стараясь не касаться самой краски. Кусочек плавится, смолка проходит в волокна и скрепляет их. Умело использованная смолка может одновременно служить и грунтом для дальнейшей заправки красками. Благодаря мгновенному затвердеванию смолы этот способ является наиболее быстрым. Для картин он не опасен, так как смола впоследствии легко удаляется. Однако, учитывая большую эластичность рыбьего клея, рекомендуем придерживаться первого способа. При нем, кроме того, закрепляются краска, грунт и осыпи вокруг прорыва.
Техника заделки прорыва заплатами заключается прежде всего в предварительной подготовке материала для заплат. Материал для них должен реставратором подготавливается заранее и находиться в запасе, потому что не всегда удастся сразу подобрать требуемое.
При передублировках картин обычно удаляют старый подклеенный второй холст и заменяют новым. Старый, снятый холст является прекрасным материалом для заплат. Мы указываем на него не потому, что на это дело жаль тратить новый холст, а потому, что для данной цели новый холст окажется худшим. Он может стянуть место, на которое будет наклеен, а старый холст, уже проклеившийся и годами находившийся при картине в различных условиях, уже «приспособился к своей роли». Он стабилизировался в своем положении, «омертвел» и потерял способность к быстрым реакциям. Мы затрудняемся дать научное объяснение этому, но практика показала, что заплатки, сделанные из подобного холоста, несравненно лучше. Если такого холста не найдется, можно применить и другой холст, но только не совершенно новый, а уже стиравшийся. При употреблении нового холста желательно прокипятить его в воде, обезжирить, выварить фабричные проклейки, просушить и разгладить.
Поскольку толщина заплаты должна находиться в известном соответствии с толщиной холста картины, рекомендуется иметь несколько сортов заплаточного материала - толстый, средний и тонкий. Нельзя, например, на тонкий холст картины наклеивать заплату из толстого холста, и наоборот. В первом случае заплата может стянуть холст, что послужит во вред, во втором — заплата не сможет ровно, долго и прочно удерживать разорванные части картины.
Куски холста, предназначаемые для заплат, растягивают на доске, укрепляя края гвоздями, чтобы холст не свертывался, и проклеивают два раза рыбьим клеем, разведенным пополам с медом. В результате должна получиться глянцевитая поверхность с крепким отлипом. Большое количество меда употребляют в данном случае для того, чтобы заплата не пересыхала (не стягивала бы холст картины), была бы эластичной и не требовала бы большого подогревания при ее наклеивании.
Картину кладут лицевой стороной вверх на ровную поверхность — деревянную или мраморную, расправляют борта разрыва до совпадения выемок и выступов (зубцов) и волоконца ниток укладывают по возможности в переплет. При эластичном холсте и грунте картины это выравнивание бортов удается легко.
Но если борты разрыва сильно загнулись и при жестком холсте и грунте «застарели», они трудно поддаются выравниванию руками. При расправлении они пружинят и стремятся принимать прежнее положение. Для успеха работы необходимо, чтобы они перед заклейкой бумагой лежали ровно; поэтому немного увлажнив холст водой, на борты кладут пресс: холодный утюг, кусок мраморной плиты или толстое стекло с поставленным на него грузом. Когда борты расправятся, прорыв основательно заклеивается папиросной бумагой. Поскольку клей может пройти в холст и вновь покоробить его, на заклеенное место (с бумажной прокладкой) кладут опять пресс. Его не снимают до полного просыхания клея, показателем чего послужит та же папиросная бумага, которая должна побелеть. Во всяком случае лучше передержать пресс, чем снять его раньше времени. Далее картину перевертывают и приступают к очистке холста.
Оборотная сторона картины часто бывает запылена, а пыль глубоко проникает в волокна. Встречаются холсты, смазанные каким-нибудь снадобьем или промасленные. Для того, чтобы заплата крепко приклеилась, место для нее должно быть хорошо расчищено. Ножом соскабливают наслоения грязи, им же удаляют и неровности: узелки, сгустки клея и пр. Когда место подготовлено, нужно вырезать заплату по форме разрыва из подготовленного проклеенного холста. Размер ее не должен быть слишком большим, достаточно если она будет заходить на здоровый участок холста не более чем на 2-3 сантиметра, за исключением особых случаев.
Сам процесс наклейки заплаты несложен, но чрезвычайно важно, чтобы он был сделан с соблюдением одного обстоятельства, которое решает качество работы. Нужно твердо усвоить, что намазывать место, на которое ляжет заплата, нельзя. Намазывают заплату один раз тем же клеем, которым она была предварительно проклеена, дают клею немного провянуть и накладывают на место и проглаживают утюгом. Проглаживать нужно, избегая нажима на края заплаты. Приклеенная таким способом заплата не покоробит основного холста и не обрисуется на лицевой стороне живописи. Холст картины впитает часть клея, достаточную для того, чтобы заплата приклеилась, и в то же время это не поведет к покоробленности, которая неизбежна при намазывании самого холста. Помимо всех этих знаний, большое значение имеет искусность работающего. Приклеенную заплату иногда тоже приходится подержать под небольшим прессом (холодным утюгом), но при обязательном условии, что живопись будет лежать на совершенно ровной и твердой плоскости (мраморная плита). В противном случае (мягкое основание) под действием пресса заплата может обрисоваться с лицевой стороны. После того как заплата крепко пристанет, т.е. по высыхании клея, картину перевертывают опять лицевой стороной вверх и удаляют, как обычно, бумагу и клей.
Мы указывали на то, что от времени и натяжения, которое испытывает полотно на подрамнике, борты разрывов могут разойтись и что при починке застарелого прорыва часто бывает трудно сблизить их. Встречаются и явления, обратные этому, когда при прорыве холст сильно вытягивается, и при попытке соединить борта обнаруживаются излишки холста. Один борт прорыва не подходит ко второму, а ложится на него. Обрезать излишки нельзя, нужно «посадить» вытянувшийся холст.
Как пример реставрации приведем портрет Цветкова работы Маковского (из собрания Куйбышевского музея). Холст портрета был сильно порван в самом ответственном месте (лицо). Он сильно вытянулся, образовав выпуклость. Закруглившиеся борта разрыва при попытке расправить их руками и уложить пружинили и свертывались. Поставить же пресс на вытянувшийся большой пузырь холста значило помять его, сделать складку. Тогда был испробован прием, давший прекрасный результат. Предварительно была подготовлена подкладка под прорыв, сделанная из сухой тесины, обструганной рубанком так, что имела выпуклую поверхность, соответствующую выпуклости холста. Картина, как обычно, была положена лицевой стороной вверх. Доска-подкладка была помещена на вторую плоскую дощечку. Обе они приобрели толщину большую, чем толщина подрамника, и были подложены под место прорыва. Выпуклость верхней подставки как бы вошла в вогнутость холста, приподняв его и немного натянув. Борты прорыва были расправлены руками, прижаты к подставке и, поскольку они уже имели осыпи краски, прибиты маленькими гвоздиками, шляпки у которых тут же были откусаны щипцами-кусачками вровень с холстом. Взлохмаченные края прорыва были подстрижены.
Схематически это выглядит так, как изображено на рис. 13.
13. Схематическое изображение соединения краев разрыва, сопровождаемого вспучиванием: а — вытянутость разрыва, б — холст картины, в — первая подкладка, г — вторая, закругленная подкладка, д — гвозди, е — планки подрамника
Эта операция дала возможность относительно ровно и близко соединить борты разрыва. Далее место прорыва, как обычно, было проклеено с наложением папиросной бумаги. Когда клей начал подсыхать, холст прогладили утюгом. От нагревания и испарения воды из клея, частично проникшего через поры вглубь, холст начал «садиться» (стягиваться) и пузырь несколько уменьшился. По высыхании картина была приподнята, и подставка легко отделилась от холста, так как гвозди с откусанными шляпками свободно прошли через холст. Для окончательной же «посадки» холста поступили так, как это делается обыкновенно при устранении вдавленностей, т.е. холст с оборота несколько увлажнили и постепенно проглаживали утюгом до полного выравнивания его плоскости. Волокна холста сжались и приняли прежнее положение. Дальнейший ход операции понятен сам собой.
В практике реставрации при укреплениях красочного слоя, заделке прорыва в других более капитальных работах мы можем всегда столкнуться с утратой выпавших кусочков грунта, краски и холста. Образовавшиеся углубления приходится в таких случаях чем-то заполнять перед работой красками.
Этому вопросу в дальнейшем будет посвящен специальный раздел, но о некоторых работах по заполнению утрат основания мы скажем сейчас, так как они очень близко соприкасаются с технической частью реставрации. Возьмем случай, когда при заделке прорыва отсутствует кусок холста площадью, например, от 5 до 15 сантиметров, который при каких-то обстоятельствах был вырван, пробит, прожжен, и, следовательно, отсутствует совершенно. В случае, если возможна местная реставрация, без дублирования холста (что зависит от размера картины, прочности холста и т.п.), предпринимают следующее: после того как прорыв заклеен папиросной бумагой и картина перевернута лицевой стороной вниз для очистки изнанки холста, берут употребляемый для заплат холст и вырезают, сделав предварительно выкройку из бумаги, кусочек, по форме совпадающий с утраченным. Для этого, положив бумагу на прорыв, нужно провести по ней ребром кисти руки или пальцем. Бумага «обожмется» по бортам утраченного места, и обозначится контур прорыва, по которому можно затем вырезать нужную выкройку. Полость утраченного участка при указанном положении картины легко смазывается клеем в такой степени, чтобы он мог прихватить вделываемый новый кусок. Вырезанный кусок холста вставляют в прорыв и кладут под пресс до высыхания клея. При том же положении картины можно немного взлохматить волоконца ниток вклеенного куска холста и волоконца краев утраченного места. Это, однако, не всегда можно сделать, так как края холста часто бывают пропитаны клеем (рис. 14).
14. Заделка прорыва холста с применением вставки
Если это удастся, то связь заделки с холстом картины будет прочнее. Если же это сделать нелегко, особенно стараться не следует.
Наложение заплаты остается обязательным, так как вклейка, при удалении бумаги, не может держаться крепко. Заплату накладывают так же, как это было объяснено выше, можно только допустить легкое проклеивание самой вставки. Удалять бумагу и клей с лицевой стороны картины нужно возможно быстрее и с наименьшим количеством влаги, так как последняя повредит вклейке.
Заполнение большой утраты какой-нибудь мастикой, как показал опыт, не дает нужного эффекта. Во-первых, мастика в толстом слое и при большой площади может потрескаться, во-вторых, даже если этого и не случится (при особой эластичности мастики), с точки зрения технологической будет правильнее утраченное место заполнить однородным материалом. Кроме того, преимущество вклеек из холста скажется при дальнейшем ходе реставрации (фактура).
Учитывая необходимость применения заранее изготовленных материалов в области реставрации и консервации художественных произведений, где часто приходится прибегать ко всевозможным заклейкам временного или постоянного характера, было бы желательно поставить перед нашими химиками проблему специальных реставрационных клеев, эластичных, водоупорных и долго не высыхающих. Проклеенная таким веществом ткань может быть весьма удобна для заклейки небольших прорывов и при других реставрационных работах. Разрешение этой проблемы чрезвычайно обогатит ассортимент материалов реставратора.
Первоисточник:
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
ВВЕРХ
|