ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Александр Сацюк Владимирович
Валерий Петриченко Юрьевич
Валерий Петриченко
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Словарь терминов


АБАК — верхняя часть классической капите­ли, предназначенная для соединения колонны с такими элементами архитектуры, как ар­хитрав или арка, которые она поддерживает.

АББАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ — церковь религиоз­ной общины, управляемая аббатом (см. АБ­БАТСТВО).

АББАТСТВО — религиозная община, чаще всего — бенедиктинского ордена, возглавля­емая аббатом или аббатисой. Термин отно­сится и к комплексу зданий, где живут мона­хи. В Средние века аббатство состояло из базилики, баптистерия, галереи, дворика, аб­батских покоев, конюшни, монастыря, поме­щения для гостей, скриптория, трапезной, келий, а также всевозможных служб.

АБСИДА — сооружение, полукруглое, много­угольное или многогранное в плане, перекры­тое полукуполом и завершающее одну или обе оконечности нефа в античной римской бази­лике; в ней помещалась трибуна, в которой располагались члены магистрата. В христиан­ской церкви абсидой обыкновенно замыкает­ся пространство пресвитерия: она составляет конечную, за алтарем, часть центрального нефа и вмещает в себя хоры.

АГОРЕ — в древнегреческих городах так на­зывалась главная площадь, где происходили народные собрания, велась рыночная торгов­ля, а горожане встречались для того, чтобы обсудить общественные и личные дела. По форме она обыкновенно была прямоугольной и окружена колоннадой; на нее выходили фасадами храмы и наиболее значительные общественные здания.

АКАНТ — декоративный элемент архитекту­ры коринфской капители, имитирующий круп­ные острорежущие листья с колючками по краям, acanthus mollis, травянистого расте­ния, распространенного в Средиземноморье.

АКВАРЕЛЬ — живописная техника, живопись по бумаге или шелку пигментами, смешанны­ми с растительным клеем и растворяемыми в воде непосредственно перед использованием. Живопись акварелью не допускает «подпра­вок» или еорректировок и применения белил для придания цветовой гамме большей яркос­ти; однако чтобы сделать краски прозрачнее, можно загрунтовать белилами бумагу.

АКРОПОЛЬ — буквально «верхняя часть го­рода» (греч.). Этим термином принято обоз­начать группу построек, по большей части храмового назначения, которые возводились в наиболее возвышенном месте античного города.

АЛТАРЬ — в языческих культах — курган или сооружение, на котором совершается жер­твоприношение и приносятся дары божеству. В христианской церкви — в буквальном смыс­ле приспособление в форме стола, предназна­ченного для проведения богослужения.

АЛЛЕГОРИЯ — способ выразить понятие или идею с помощью фигуративных образов или символов.

АМФИТЕАТР — древнеримская постройка те­атрального типа, овальная либо эллиптичес­кая в плане как следствие соединения двух античных театров. Предназначенный для гла­диаторских боев, зрелищ морских сражений и публичных собраний амфитеатр сформировался в виде арены, как центра, окруженной широкими ступенями для зрителей.

АНТАБЛЕМЕНТ — горизонтальная конструк­ция классической архитектуры, опирающаяся на колонну и образованная карнизом, фризом и архитравом.

АРКА — архитектурная конструкпия криво­линейной формы, прорубленная в стене или установленная на пятах, колоннах или пиляс­трах. Камни или кирпичи, из которых она сложена, обработаны в форме клиньев. Клин, расположенный на верхней точке и замыкаю­щий всю систему силовых линий, называется замковым камнем. В арке есть внутренняя, вогнутая поверхность, или подпружная арка, и внешняя, выпуклая. Арочный проем обрам­лен архивольтом, своего рода орнаментальной рамкой, которая, следуя арке по ее внешней стороне, выделяет рисунок ее дуги. Арка опи­рается на два импоста. Расстояние между крайними точками арки называется проемом или проломом. По характеру кривизны, типу свода различаются следующие его варианты: полукруглый, сниженный (если проем ма­ленького диаметра), стрельчатый, или киле-видный (если у арочной дуги два центра), лопастный (если арка разделена на доли), мавританский (если арка имеет форму подко­вы), ползучий (если пяты расположены на разных уровнях). Последний вариант, тпич-ный для готической архитектуры, выполняет функции контрфорса, принимая на себя часть распорных усилий свода.

АРКАДА — последовательный ряд одинако­вых по архитектурному типу арок или сводов.

АРНУВО (Art Nouveau) — стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX — начала XX в. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространи­лось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративные искус­ства. В Италии его называли растительным стилем или «либерти», в Великобритании — стилем модерн, в Испании — модернизмом, в Бельгии — стилем Вельде, в Австрии — Сецессион, в Германии — Югендштиль. Ар нуво возникло как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических сти­лей прошлого, а прежде всего — на упадочни­ческие вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного про­изводства.

АРХИТРАВ (иначе — эпистиль) — горизон­тальный архитектурный элемент, опирающий­ся на арочную пяту, пилястр или колонну. Составляет нижнюю часть антаблемента, в свою очередь лежащую на абаке.

БАЗИЛИКА — древнеримская постройка общественного назначения — для управления судопроизводством и торговлей. Прямоугольная в плане, иногда с пристроенными по коротким сторонам абсидами, языческая базилика внутри разделялась колоннами или пилястрами на три нефа (иногда на пять), из которых средний был самым высоким и имел окна. От древнеримского образца происходит и раннехристианская базилика, где нефы занимают лишь три четверти общей длины здания и где пространство для верующих ограничивается трансептом от пространства для клира, и план таким образом обретает форму креста. Перед базиликой располагалась четырехсторонняя стоя, которая иногда превращалась в одностороннюю, тесно прижимавшуюся к фасаду, то есть паперть.

БАЛДАХИН — традиционно так называют издревле известный тип шелкового навеса, растянутого на четырех или более опорах, дабы предохранить вещи или разместившихся под ним людей. Во времена готики он изготовлялся из камня и применялся при ритуалах и религиозных церемониях в качестве украшения епископского трона или алтаря, а также увенчивал и предохранял статуи и ниши.

БАЛЮСТРАДА — ограда из балясин (маленьких фигурных колонок) или маленьких пилястров, укрепленных на четырехугольном цоколе и соединенных по верху горизонтальной балкой. В раннехристианской базилике балюстрада ограничивала пространство хоров, а также иногда разделяла пресвитерий, капеллу центрального нефа и деамбулаторий. Ею увенчивались постройки, ограждались террасы, балконы и лестничные пролеты.

БАРОККО — этим термином (от португ. barro-со) обозначали жемчужину, имевшую какой-нибудь изъян, так называемую «скарамаццу». Позднее, в XVIII столетии, добавилось значение «странный», «необыкновенный», и им уже определяли живопись, а именно картины, где были нарушены правила классических пропорций, а исполнение целиком подчинялось капризам художника. По мере того как возникла необходимость определить основные признаки искусства XVII  в. (впрочем, и XIV и XV), а кроме того, и эллинизма и Арнуво, термин стал ротребляться как прилагательное. Сегодня словом «барокко», употребляемым как существительное, главным образом определяют стилистическое течение, сформировавшееся в Риме за третье десятилетие XVII  в., при этом имеют в виду произведения Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, отличающиеся несоблюдением правил ренес-сансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

 

ВИТРАЖ — любая перегородка из фрагментов разноцветного стекла, скрепленных свинцовой проволокой таким образом, чтобы из них сложилась изобразительная композиция или орнаментальный рисунок. Чтобы избежать необходимости в совсем уж мелких кусочках стекла в многообразных и сложных изображениях, пользовались стекловидным, различно окрашенным сплавом, на котором удавалось добиться и четкой композиции и хорошей моделировки фигур.

ВИХАРА — буддийский монастырь с кельями для монахов, столовой и вместительным залом для собраний. В плане, простейшем и линейном, все вихары едины — варьируются лишь размеры, в том смысле, что постройка может быть и в несколько этажей.

ВОЗРОЖДЕНИЕ — этим термином принято обозначать особый этап в развитии искусства и культуры в Европе в период между XIV и XVI вв. (хронологические рамки для сегодняшних критиков и по сию пору служат предметом дискуссий). Название объясняется тем, что в этот период восстанавливалась классическая античность (то есть обновлялись представления о греко-римском культурном наследии, которому давалась новая жизнь) и возрождались идеалы, которые завещал античный мир.

ГАЛЕРЕЯ — крытый проход, коридор или лоджия, с одной стороны снабженная окнами, с другой украшенная произведениями искусства и представлявшая собой часть обстановки патрицианского дома. Впоследствии этим термином стали обозначать художественные выставки. В церквах — проход, надстраиваемый над боковыми нефами или расположенный над аркадой центрального нефа, под стеной с окнами.

ГОБЕЛЕН — ковер, сшитый из вытканных вручную отдельных частей, вместе составляющих законченный узор. Используется для стенного убранства.

ГОТИКА — стиль, зародившийся на севере Франции во второй половине XIII в.; в Италии нашел выражение в культуре городов- коммун, во Франции — в художественном стиле королевских дворов и архитектуре соборов. Для готики (название возникло в годы Возрождения: так именовался стиль, который принесли в Италию народы с другой стороны Альп) характерны эффекты, создаваемые «линией», придающие ей напряженность и устремленность вверх, а иногда и волнистость, дабы подчеркнуть хрупкость общей структуры. Но наиболее существенные особенности этого стиля — стрельчатая арка и прогрессирующее облегчение пространства, расположенного между двумя пилястрами.

ГРОБНИЦА — место погребения, иногда сооружаемое в особом стиле монументальной архитектуры. После монументов эпохи неолита наиболее грандиозными образцами погребальной архитектуры стали египетские пирамиды. К пирамидам надо добавить мастаба и катакомбы. Микенские гробницы строились, впрочем, в круглой форме фолоса. В Древней Греции гробницы отмечались Стеллами. Этруски насыпали холмы и, как позднее римляне, изготовляли из терракоты или из камня саркофаги.

ГРУНТ (стенной) — слой раствора, нанесенный на поверхность и выровненный; подготовительный для стенных росписей.

 

ДВОР (монастырский) — двор при монастырях, а иногда и при соборах, окруженный одной или несколькими галереями, часто с колодцем в центре.

ДЕАМБУЛАТОРИЙ — в романских и готических церквах так назывался коридор, огибающий хоры; в него часто выходят капеллы, расположенные снаружи радиально.

ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО — единство живописных, пластических и архитектурных элементов, украшающих здание.

ДИВИЗИОНИЗМ — направление в живописи, распространенное во Франции и в Италии в конце XIX в.; в нем ценилось умение не смешивать краски, а распределять их в виде маленьких точек чистого цвета по холсту.

ДИПТИХ — двойная дошечка, какой пользовались в античные времена; вырезанная обычно из слоновой кости, она полностью покрывалась воском, чтобы на ней можно было писать. Диптихи, как правило, дарились на праздники или по случаю удачных дел. Этим же термином обозначается и живописная картина на религиозный сюжет, написанная на двух деревянных створках, скрепленных петлями.

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живописные произведения, на которых воспроизводятся сцены повседневной жизни или эпизоды анекдотического содержания, отмеченные живостью и обилием подробностей.

ЗАКОНЫ О РОСКОШИ — в Средние века неоднократно принимались законы, ограничивавшие расходы на предметы роскоши. Устанавливались нормы, которые граждане, впрочем, систематически превышали, но которые требовались для того, чтобы привести в соответствие тип одежды и количество украшений с тем или иным возрастом либо с социальным положением.

ЗИККУРАТ — ярусная башня с уменьшающимися ярусами, характерная для культовой архитектуры Месопотамии. Эти гигантские ступенчатые сооружения, сложенные из необработанных глиняных кирпичей, увенчиваются небольшим храмом, где жрецы хранили подношения и дары богу.

ИДЕОГРАФИЧЕСКОЕ (письмо) — речь идет о типе письма с помощью графических символов, когда используются не фонетические знаки, а образы и понятия.

ИЕРОГЛИФЫ — система идеографического письма древних египтян и других восточных народов.

ИКОНОБОРЧЕСТВО — бескомпромиссная и воинствующая критика религиозного культа и изображений на религиозные темы.

ИКОНОГРАФИЯ — в широком смысле слова — наука, изучающая значение изображений с исторической, культурологической, аллегорической, мифологической и религиозной точек зрения. Сравнительно недавно проведено различие между иконографией и иконологией. Специфическая сфера первой из них — опознание и описание предмета; сфера второй — «культурологическое» истолкование художественной формы, то есть исследование внутреннего смысла произведения.

ИМПРЕССИОНИЗМ — течение в живописи, развивавшееся во Франции с 1867 по 1880 г. Группа художников, первоначально состоявшая из Моне, Писсарро, Гийомена и Сезанна, встречалась в Акакдемии Сюиса в Париже, их объединял интерес к неакадемической живописи, ориентированной на изображение натуры и основанной на субъективном впечатлении от предмета изображения, каким бы он ни был. Первые настоящие результаты их встреч появились в 1867- 1869 гг., когда Моне отправился на этюды на пляжи Нормандии, а затем вместе с Ренуаром и Писсарро попытался воспроизвести на холсте отражения света в воде. Война 1870 г. рассеяла группу: художники пошли различными путями, и каждый выработал на редкость индивидуальный стиль. Наиболее значительные особенности импрессионистической живописи: стремление писать с натуры, применение дополнительных цветов, отказ от кьяроскуро, «обесценивание» сюжета.

ИНКРУСТАЦИЯ — столярный декор, включающий рисунки или изображения из дерева разного цвета и породы, металла, перламутра или слоновой кости, врезанный в поверхность изделия. Начиная со Средних веков этот термин заменялся синонимом «интарсия». [Несовпадение итальянских и русских терминов: incrostazione — облицовка (см. ниже), intar-sio — инкрустация, tarsia — интарсия.- Примеч. ред.] ИНТАРСИЯ — разновидность инкрустации. Дерево или мрамор нарезаются кусочками, которые затем выстраиваются по заранее намеченному рисунку (см. инкрустация).

КАМЕЯ — изображение

на камне или многослойном самоцвете, достигаемое рельефной обработкой более светлого слоя при сохранении темного слоя в качестве фона (или наоборот).

КАПЕЛЛА — небольшое религиозное сооружение, посвященное кому- либо из святых, иногда возведенное для погребения; строилась либо сама по себе, либо как часть более сложного архитектурного комплекса (дворца, замка, кладбища, церкви). В готических церквах многочисленные капеллы выходили в деамбулаторий и назывались «лучевыми» капеллами.

КАПИТЕЛЬ — завершающая верхняя часть колонны. Классическая капитель сформировалась согласно архитектурным ордерам: дорического, образованного тремя армиллами (круглыми опоясывающими валиками), эхином и абаком; ионического, состоящего из астрагала (декоративный элемент), эхина, декорированного овулями (орнаментальные мотивы в форме яйца), волюты в виде спирали и абака; коринфского, образуемого шейкой колонны, калато (элемент в форме корзины), декорированным стилизованными листьями, и абаком. Капители древних цивилизации Востока, византийских, римских, готических сооружений часто представляют собой упрощенные варианты классической типологии (например, римская «капитель с основой»), зависящие от развития декоративных и сюжетных изобразительных мотивов, иногда с элементами стилизованной растительности.

КАПИТУЛ — коллегия членов религиозной конгрегации. В более широком смысле — зал собора или монастыря, где, собственно, происходят собрания конгрегации (каноников или монахов). При монастырях двери или окна капитула открыты для всей братии.

КАПЛЯ (другое название «подвесок») — декоративный мотив дорического антаблемента, расположенный под триглифом: маленький усеченный конус, расширяющийся к низу.

КАРИАТИДЫ — скульптурные изображения женских фигур, служащие опорами для консолей, архитравов и проч.

КАРНИЗ — в архитектуре завершение крыши или окаемка любого архитектурного элемента (двери, окна и проч.), выполненная непосредственно на стене в виде резьбы. В классическом искусстве составлял самую верхнюю часть антаблемента. В живописном или скульптурном произведении карниз преобразуется в раму, рисованную или изготовленную, заключающую в себя изображение.

КАРТОН — подготовительный рисунок, выполненный на плотной бумаге и служащий живописцу основой для переноса на стену, на доску, на стекло. У него те же размеры, что и у законченной картины, и чтобы облегчить перенос, картон разлиновывают в клетку. Картон стали называть порошковым, когда в проколотые по контурам рисунка отверстия насыпалась угольная пыль, которая на поверхности лежащей под картоном основы для будущей картины оставляла следы.

КАТАКОМБЫ — раннехристианское подземное кладбище, образованное плотной сетью ambulacri (галерей), где на равных уровнях располагались погребальные ниши и широкие cubicola (усыпальницы), содержащие прах мучеников. В cubicola через цилиндрические отверстия проникал свет из расположенного над ними поселения.

КАФЕДРА (другое название — амвон) — трибуна на отдельном возвышении, с которой в христианской церкви перед верующими произносятся проповеди.

КВАДРАТУРА — декоративный фон в росписях XVII и XVIIIbb. на сводах и куполах, стенах и потолках, что создавало эффект настоящей архитектурной перспективы. Живописцы, специализировавшиеся на этих особых, декоративных фресках, назывались «квад-ратуристами».

КЕРАМИКА — термин, восходящий к греческому keramos (глина), обозначает любое изделие из глины, замешанной с различными добавками, моделированной вручную или механически, подвергнутой обжигу при высоких температурах и, как правило, украшенной или покрытой эмалью или лаком.

КЕССОНЫ — система декоративных углублений в потолке, образованных пересечением балок. В классическую эпоху, а особенно в римский период кессоны выполнялись в камне и назывались «лакунарисами»; их вновь стали применять в период Возрождения.

КИБЛА — стена в мечети, перпендикулярно ориентированная в направлении на Мекку.

КИРПИЧИ (глазурованные) — обычные пористые обожженные кирпичи, покрытые водонепроницаемым и многохромным лаком.

КОДЕКС — от лат. codicem («дощечка для письма») — состоял из нескокысих разлинованных дощечек, предназначенных для писца. Затем возникла рукопись, переплетенная в виде многостраничной книги, возможно, из пергамента (pergamena, высушенной и выбеленной овечьей шкуры). С I по IV в. н.э. ее постепенно заменил свиток.

КОНТРФОРС — архитектурный элемент в виде каменной кладки, необходимый для укрепления здания, для наружного противодействия распору арки.

КОРА — девушка (греч.). В археологии так называется женский тип архаической статуи; прямо стоящая молодая женщина в длинном одеянии.

КРАТЕР — большая ваза с широким горлом и вместительным туловом; в античные времена использовалась на пиршествах, где в ней смешивали воду с вином.

КРИПТА — сначала у греков, а затем у римлян так называлось подземное пространство, преимущественно священного или погребального назначения. В христианской базилике термин означает полуподвальное сводчатое помещение, где хранились останки мучеников, которым и посвящалась данная церковь. Колонны крипты подпирали пол пресвитерия (то есть пространства церкви, где размещался ведущий службу клир) и таким образом возвышали его по отношению к центральному нефу.

КУБИЗМ — течение в живописи, возникшее в Париже примерно в 1907 г. в произведениях Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Оба они, по мнению критиков, стремились «все свести к кубам». Среди адептов кубизма — Метцингер, Гриз, Леже, Делоне, Дюшан и Пикабиа, а из скульпторов — Архипенко и Бранкузи. Его отличительное свойство — максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами; предмет здесь определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения в «симультанном изображении».

КУПОЛ — выпуклое перекрытие здания, установленное на круглом или многоугольном основании, имеющем центральную ось. Может иметь форму эллипсоидную и удлиненную.

КУРОС — юноша (греч.). На языке археологии это архаическая статуя прямо стоящего обнаженного юноши; мужская реплика коры.

КУРИЯ — в религиозной организации этот термин охватывает место, людей и ведомство, обслуживающее папу и епископов. В широком смысле слова — резиденция епископа.

ЛАК — краситель растительного происхождения, добываемый из латекса растений Rhus veraicifera и применяемый на Востоке, особенно в Китае и Японии, как декоративный лак для художественных изделий.

ЛЕЗЕНА — другое название — параста. Разновидность пилястра, лишь слегка выступающего из стены и применявшегося с тем, чтобы нарушить монотонность фасада. Единственная функция — декоративная, неструктурная — уравнивает лезену с колонной и обычным пилястром.

ЛИТОГРАФИЯ — печатный процесс, изобретенный в конце XVIII в. и применявшийся лишь в дорогостоящих изданиях. Заключается в том, что на поверхность специального камня жирным карандашом наносится рисунок; камень протравливается кислотой, и тушь, закрепляющая рисунок, к непротравленным участкам камня не пристает.

Под печатным прессом тушь с рисунка переносится на увлажненную бумагу.

ЛОДЖИЯ — открытая, по крайней мере с одной стороны, постройка с колоннами, пилястрами и парапетом, нередко приспособлявшаяся для собраний или встреч.

МАВЗОЛЕЙ — термин восходит к богатейшей усыпальнице карийского царя Мав-сола (350 до н.э.) из Галикарнаса, одному из чудес античности; им обозначается погребальный монумент особо величественный и пышный, возводимый в память о выдающемся деятеле.

МАЙОЛИКА — керамические изделия из пористой глиняной пасты, покрытой стекловидной эмалью. Термин происходит от названия испанского города Майорка — центра, где производилась значительная часть подобных изделий.

МАЛЬТА — название строительного раствора, смеси извести, цемента, гипса с водой; с добавлением песка или без него смесь применяется при кладке стен.

МАНЕРА — слово, широко применявшееся в литературе по искусству чинквеченто со значением «стиль» в любом контексте — и позитивном и негативном.

МАНЬЕРИЗМ — помимо собственно течения в живописи этим термином обозначаются принципиальные особенности художественной культуры XVI в. и — шире — стиль, основанный на воспроизведении уже не творений природы, но творений Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Сегодня критика пытается пересмотреть обвинения в искусственности, в странном самолюбовании, в недостатке естественности, предъявлявшиеся маньеристам в искусствоведческой литературе начиная с XVII в. вплоть до журналов 1920- х гг.; сегодня антиклассические выпады этого течения истолковываются как симптом беспокойного исторического периода, тревожной духовной атмосферы той эпохи. Почти маниакальное стремление к формальной изысканности, поиск необычной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, непривычные тона и странные сближения цвета, галлюцинативная образность — вот типичные особенности творчества маньеристов.

МАРТИРИОН — церковь или капелла с центрическим планом и куполом, возведенная над останками мученика. Типичная постройка византийского искусства.

МАСТАБА — древнеегипетская гробница, квадратный курган с кирпичной или каменной облицовкой, возводился над подземной усыпальницей, связанной с вершиной кургана посредством колодца. Внутрь мастабы заключалась комната для ритуальных приношений и cubicola (усыпальница) — тайное помещение, где хранилась статуя или саркофаг умершего. Со времен I династии мастабы фараонов достигали весьма внушительных размеров и отличались пышностью внешней отделки, не уступая дворцам. В правление III династии появились «ступенчатые» пирамиды, из которых наиболее известна пирамида фараона Джосера в Саккаре (ок. 2600 до н.э.), построенная на месте традиционной мастабы.

МЕДРЕСЕ — своего рода мусульманская школа-интернат, где преподаются религия и право.

МЕТОПА — архитектурный элемент в форме квадратной плиты, почти всегда декорированной, которая, чередуясь с триглифами, составляет дорический фриз.

МЕЦЕНАТСТВО — покровительственная и благотворительная поддержка ученых и художников, осуществляемая из соображений престижа, не говоря уж о вкусе. Термин восходит к имени римского патриция Гая Киль-ния Месенатиса (69 до н.э.), друга и покровителя поэтов, в том числе Горация.

МЕЧЕТЬ — мусульманское культовое сооружение, предназначенное для молитв и религиозного обучения; в древности выполняла и гражданские функции — была местом политических споров, вершения правосудия, собраний, заключения сделок и прибежища.

МИНАРЕТ — ярусная башня рядом с мечетью; с ее высоты служитель (муэдзин) призывает верующих на молитву.

МИНИАТЮРА — восточного происхождения живописная техника; выполнялась на пергаменте, бумаге и слоновой кости. Термин употребляется с X в.н.э. и происходит от minium — красно- оранжевого пигмента, с помощью которого писцы вырисовывали rubriche — заглавные буквы манускриптов; термин означает также любую отдельную иллюстрацию кодекса.

МИССОРИЙ — роскошное суповое блюдо из ценного металла, стекла или керамики; типичное изделие периода поздней латинской культуры.

МИХРАБ — в мечетях так называется ниша, помечающая стену, Киблу, обращенную к Мекке.

МОДЕЛИРОВКА — специфический для восприимчивости каждого художника способ придать скульптуре своеобразную форму, свойственную пластике материала (скажем, глине или стуку).

МОЗАИКА — изобразительная техника, состоящая в подборе и подгонке друг к другу кусочков камня, мрамора или смальты (так называемых тессеров, или клинышков), которые закрепляются в слое грунта, «ложе». Техника эта зародилась на Востоке, и если халдеи прибегали к ней довольно- таки редко, то египтяне применяли ее охотно и весьма искусно. Широко пользовались ею греки, создавая полы с изящными изображениями; в высшей степени благоволили к ней римляне, называя ее opus tasselatum, если каменные кусочки были кубической формы. Стенные мозаики из смальты, яркое многоцветье и мерцающая поверхность (opus vermiculatum) производили необыкновенное впечатление благодаря умелому использованию «золотой фольги» (металлических тессеров) и тщательному варьированию каждого кусочка в зависимости от его наклона к плоскости фона.

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ — изображения, которые первобытные племена эпохи палеолита высекали или рисовали на стенах скальных пещер.

НЕКРОПОЛЬ — «город мертвых» (греч.). Это коллективная древняя усыпальница, кладбище особой значимости. Термин указывает на происхождение из предместья египетской Александрии, специально созданного для погребальных целей.

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — художественное направление, сформировавшееся во Франции

к 1886 г., с тем чтобы наглядно возродить суть импрессионистических теорий видения.

НЕОЛИТ — период каменного века, отличающийся от палеолита тем, что орудия из камня уже не просто откалывались от породы, а специально шлифовались. Неолитический человек жил в хижинах (или палафитах, свайных постройках) и начал заниматься земледелием и скотоводством.

НЕФ — продольное пространство церкви, разделенное рядами колонн и пилястров, единственное или с боковыми аналогами. Средний неф и есть основной, остальные — боковые.

ОБЕЛИСК — отдельно стоящий, сильно вытянутый монолитный пилястр в форме усеченной пирамиды с нередко сохранившимися иероглифическими надписями. Обелиск возник на Востоке и стал характерным признаком египетского государства, где либо по мемориальным, либо по декоративным соображениям располагался на квадратном основании.

ОБЛИЦОВКА — отделка ровной поверхности материалами различного цвета и происхождения.

ОБРАЗ (алтарный, когда он называется иконой, то вставляется в архитектурную раму) — прямоугольная доска, иногда остроконечная, помещаемая, как правило, над алтарным престолом. Выполненный на религиозный сюжет алтарный образ обычно пишется красками, но может быть создан и в других материалах, например в металле (чеканка или облицовка смальтой) или чаще в резном дереве или в мраморе с барельефом.

ОБСИДИАН — горная порода, вулканическое стекло, очень напоминающее смальту.

OPUS ALEXANDRINUM — настил пола разноцветными плитками из тонкого мрамора путем их подгонки по заранее определенному рисунку.

ОРДЕР (архитектурный) — архитектурная система, основанная на строгом следовании правилам сочетания формы и пропорций колонны в греческом и римском искусстве. В рамках того или иного ордера художник иногда мог действовать с абсолютной творческой свободой. Основные категории, по которым определялся ордер, выбранный для здания, это — колонна (особенно ее капитель) и антаблемент. Греческие ордеры разделяются на дорический, ионический, коринфский, к которым добавляются два римских — тосканский (первоначально — этрусский) и композитный. В период Возрождения и в эпоху барокко авторы трактатов выделяли также ордеры — гигантский (или колоссальный, который охватывал весь фасад здания), русти-ческий и фигурный.

ОТЛИВКА — одна из операций по восстановлению бронзовых статуй на основе гипсовой модели. По системе «красный воск» (а сега persa) воссоздается как бы «негатив» в виде восковой модели, куда в качестве «сердечника» помещается огнеупорный материал. Затем восковая модель покрывается другим огнеупорным материалом, воск на жару плавится и удаляется через специальные отверстия, проделанные в наружном покрытии, так называемой мантии. Чтобы придать стенкам мантии большую прочность, ее полностью засыпают землей; в итоге получается бронзовая отливка. По системе «с песком» («со скобой») гипсовую модель обкладывают огнеупорной глиной и песком, все это покрывают металлом (матрицей) со скобами, затем разрушают гипсовую модель и вместо нее внутрь помещают огнеупорный сердечник. В итоге возникает бронзовая отливка.

ОФОРТ — техника гравирования на металле, когда на медную или цинковую пластинку наносится жирный кислотоупорный лак; рисунок процарапывается в этом лаковом покрытии металлическим штифтом. Обработанная таким образом пластина погружается в обтравливающий раствор (азотной кислоты), который делает рисунок на металле рельефным. После удаления лака на пластину наносится краска и ее прочищают металлическим резцом, чтобы краска легла только в прорезанные бороздки. Затем следует процесс печати: на металлографическом станке рисунок переносится на бумагу, предварительно увлажненную и прижатую к пластине.

ПАЛИТРА — основной инструмент любого живописца, на котором он раскладывает и смешивает краски и масло, темперу и акварель. Это или простая деревянная дощечка, или пластина из глазурованного металла, или фарфоровая дощечка с отверстием для большого пальца; во время работы ее держат на предплечье. В широком смысле — цветовая гамма, характерная именно для данного живописца.

ПАННО — плоская часть архитектурной поверхности, обычно заключенная в обрамление, выполняющая либо конструктивную, либо, что чаще, декоративную функцию — в этом случае она заполняется живописным или скульптурным изображением. Термином этим обозначается также каждая из створок полиптиха.

ПАНТЕОН — если первоначально это был храм всех богов, то впоследствии под тем же названием стали понимать священную постройку монументального характера, возведенную в память о выдающихся людях. Термин напоминает также о том, насколько сложна религиозная система многобожия.

ПАРУС — архитектурный элемент в форме сферического треугольника, который служит для углового перехода из квадратного (или многоугольного) в плане пространства здания в сферическое подкупольное пространство. Термин может также означать поверхность стены между двумя соседними арками.

ПЕРИСТИЛЬ — внутренний дворик здания, окруженный колоннадой, в которую выходят самые разные помещения. Образцы перистиля обнаруживаются и в египетском храме, и в жилых домах Греции и Рима.

ПЕРСПЕКТИВА — раздел геометрии, описывающий в заданной системе координат объемные тела на плоскости. В сфере искусства этим термином пользуются чаще всего, когда надо определить способ, каким тот или иной художник в конкретный исторический период передает свое видение пространства в разных эпохах и культурах.

ПИ — китайское слово, обозначающее нефритовый диск (любого размера) с позолоченной середкой — символ неба и, возможно, императорской власти.

ПИЛЯСТР — несущий архитектурный элемент, как правило, четырехугольный в сечении, но встречается и с многоугольным и смешанным основанием; выполняет те же функции, что и колонна, может быть и гладким и декорированным, иметь основание и капитель и не иметь их, может стоять отдельно, образовывать угол и вписываться в стену. Особый тип готического пилястра — полистиль, который состоит из колонн и лезен, предельно сближенных, перемешанных и слитых в единое целое. Впрочем, встречается и обособленный пилястр, установленный по центру входной двери в готический собор.

ПИРАМИДА — архитектурное сооружение, типичное для Древнего Египта и доколумбо-вой Мексики; в отличие от египетских, мезо-американские пирамиды разделены многочисленными террасами и имеют усеченную верхушку, где обычно на небольшой площадке возвышается храм. От египетской мезоаме-риканская пирамида отличается еще и преимущественно культовым назначением и только изредка служит местом погребения (это исключение — Храм надписей в Паленке, заключающий в себе саркофаг вождя Пакаля).

ПЛАН — графическое изображение здания, его части или отдельного архитектурного элемента в горизонтальной проекции, выполненное в заданном масштабе. План в форме греческого креста имеет вид четырехконечного креста с рукавами равной длины; на плане в форме латинского креста поперечный рукав значительно короче продольного. Лучевой план типичен для романских церквей, для него характерен целый ряд маленьких абсид, расположенных вдоль стены главной абсиды, откуда в них можно попасть через коридор, деамбулаторий.

ПЛАНИМЕТРИЯ — в техническом смысле термин синонимичен плану и обычно применяется по отношению к комплексу зданий.

ПЛАСТИКА — художественное выражение объемности в произведении изобразительного искусства.

ПОЛИС — особый тип города- государства, сформировавшийся в Греции классической эпохи.

ПОЛИХРОМНОСТЬ — многоцветность; в качестве декоративного эффекта часто радует глаз.

ПОРТАЛ — монументальный вход в гражданские здания и в соборы, украшенный рельефами и выполненный как настоящая архитектурная композиция в виде обрамления входных дверей.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — художественное течение во Франции, существовавшее целое десятилетие — с 1880 по 1890 г. Более конкретно этим термином обозначается творчество группы художников (Сезанна, Сера, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека), которые, пройдя через импрессионистский этап, разошлись по разным направлениям и предпочли выйти за живописные пределы, установленные Мане, Дега, Ренуаром и Моне.

ПРОПИЛЕИ — монументальный вход в афинский акрополь с западной стороны; в широком смысле вестибюль, вход со многими дверями на священную территорию или в ансамбль культовых зданий.

ПСАЛТЫРЬ — библейская книга псалмов; представляет собой собрание 150 песен (псалмов), распределенных по дням недели, согласно распорядку, установленному Святым престолом.

ПУАНТИЛИЗМ — от французского глагола pointiller (нанести пунктир, отметить и усеять точками). Живописная техника состоит из мелких мазочков в виде отдельных точек чистого цвета. В Италии эта техника известна как дивизионизм.

РАКУРС — прием, состоящий в перспективном искажении или сокращении предмета или тела, расположенного под углом к плоскости изображения, с тем чтобы добиться эффекта трехмерности.

РАСТРУБ — овальное расширяющееся отверстие в стенной толще, проделанное вокруг портала или окна, с тем чтобы регулировать освещенность. Типичный для романского и готического стилей, раструб мог расширяться и снаружи внутрь и изнутри наружу (в этом случае он назывался «сводчатым окном») и часто декорировался.

РЕБРО — изогнутый выступ, поддерживающий свод либо поперек его, либо в средокрес-тии двух сводов; во втором случае ребра разделяют свод, получивший название крестового, на доли, называемые парусами. В готической архитектуре ребра использовались прежде всего в декоративных целях.

РЕЗЬБА — в архитектуре и прикладном искусстве любой фигурный элемент, каким бы длинным, узким или лентообразным он ни был, как бы ни выступал он над общей поверхностью, какой бы эта поверхность ни была плоской или кривой. Будучи по своей сути декоративной, резьба применяется в работе с самыми разными материалами, да и создана она с тем, чтобы придать своеобразие любому архитектурному элементу.

РЕЛЬЕФ — скульптурная техника высечения или резьбы на плоскости в усиленной (горельеф) и в ослабленной (барельеф) манере обработки поверхности. Плоский рельеф означает еле заметное воздействие на поверхность, что придает ей видимость пространственной глубины, соответствующей искусно воссозданной перспективе. Этот тип рельефа применялся главным образом в эпоху Возрождения.

РЕЛЬЕФ ПЛОСКИЙ — этим термином художники Возрождения обозначали определенную разновидность рельефа, который едва выступает над поверхностью, производя, однако, впечатление поразительной глубины; этот эффект постепенного выравнивания поверхности достигается искусно выстроенной перспективой.

РИМСКАЯ ЖИВОПИСЬ — свидетельства о живописи в античном Риме дошли до нас в основном в виде стенных росписей из Помпеи и Геркуланума; их условно разделили на четыре стиля, документированных до 79 г.н.э., то есть до даты гибели городов.

Первый стиль (200 — 80 — 30 гг.до н.э.) имитирует мраморные цоколи и лепные горизонтальные стуковые полосы.

Второй стиль (90 — 80 — конец I в. до н.э.) -архитектурная живопись, имитирующая архитектурные и пейзажные ведуты, то есть римская интерпретация эллинистического искусства.

Третий стиль (конец I в. до н.э. — ок. середины I в. н.э.) — орнаментальная живопись с типичной для нее яркой полихромностью и изысканной отделкой деталей.

Четвертый стиль (35 — 45 — последние десятилетия I в.н.э.) — фантастическая живопись, развитие предыдущего стиля, свободное включение фантастических мотивов и перспективных искажений; частое изображение обнаженных фигур и эротических сюжетов.

РОЗОН — круглое широкое окно раструбом и с переплетом в виде расходящихся лучей, прорубавшееся (преимущественно с декоративными целями) над порталом церковного фасада, а иногда по концам трансепта, Типично для романских и готических соборов; если же в оформлении его использованы маленькие колонки, расположенные радиально, то розон называется и кругом.

РОКОКО — архитектурный и декоративный стиль, возникший во Франции в XVII в. и в шутку названный так за чрезмерное увлечение рокайлями (то есть искусственными гротами с ракушечной облицовкой, садовыми павильонами, фонтанами, сооруженными из причудливо обработанного и сложенного камня). Этот стиль господствовал в Европе с 1715 по 1760 г. и оказал влияние не столько на архитектуру официальных и религиозных зданий, остававшуюся еще в русле классических схем позднего барокко, сколько на архитектуру построек, «услаждающих» аристократию, то есть на «багатели», «сансуси», «эрмитажи».

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль, распространенный в Европе с XI в. и названный так (по аналогии с одновременно развивающимися романскими языками) из наивного желания связать всех одной-един-ственной формой — римской культурой и искусством.

РУСТИКА — облицовка наружных стен здания рустом, то есть камнями с одинаковой для всей стены неровной поверхностью. Рустика может быть и гладкой (при некоторой рельефности руста), и бугристой, если руст обработан грубо и имеет сильный рельеф, и алмазной, если русту придана пирамидальная форма.

САКРИСТИЯ — помещение, примыкающее к церкви, в котором в особых шкафах хранятся священные облачения и утварь, нередко с резьбой и инкрустацией.

САРДОНИКС — букв, «оникс из Сард» (город в Лидии). Эта особая разновидность агата с чередованием белой и коричневой зон использовалась для гемм.

САРКОФАГ — гробница древности, каменная или мраморная, но всегда особой значимости. Термин происходит от греческого sarko-phagos, букв. — пожиратель мяса: так называлась восточная разновидность известняка, который якобы быстро поглощал трупы.

СВИТОК — так назывались старинные манускрипты, представлявшие собой полосу папируса, наматывавшуюся на деревянный или костяной цилиндрик. Этим же термином обозначают средневековые документальные свидетельства, написанные на аналогично намотанной бумаге: таковы, например, «литургические свитки» из средневековой Италии X- XIV в. с текстами молитв, перемежающимися миниатюрами.

СВОД — криволинейное перекрытие здания, образуемое каменными арками, которые опираются на импост и взаимно поддерживаются по периметру. В зависимости от характеристик своды принимают и разные названия: полукруглый свод — он образован полукруглыми арками, расположенными по полуокружности; бочарный свод — в разрезе представляет собой полцилиндра; крестовый свод — образуется из двух бочарных, пересекающихся под прямым углом; готический крестовый свод — складывается из двух несущих арок, или ребер, которые всю тяжесть свода распределяют по четырем пилястрам на углах пространства.

СВОД НА КОНСОЛИ (другое название — ложный свод у народов майя) — архитектурная конструкция перекрытия между двумя параллельными стенами; каменные ряды кладки следуют уступами один над другим, как бы образуя арку, напоминающую стрельчатую.

СИМВОЛИЗМ — художественное направление, возникшее сначала во французской литературе в 1885 г. В живописи характеризовалось склонностью художников к экзотике и к преимущественно декоративному цвету.

СКАРИФИКАЦИЯ — орнаментальная татуировка с помощью надрезов, распространенная у некоторых народностей Африки и Океании. Кожа глубоко надрезается, и раны наполняются веществом, замедляющим заживление и увеличивающим плотность застывающей крови.

СКРИБА — в античные времена так назывался писец, в обязанности которого входили регистрация, переводы и переписывание актов и документов. Синоним писаря.

СКРИПТОРИИ — в Средние века так называлось помещение или целла монастыря, предназначенная для переписывания старинных текстов и находящаяся в ведении аббатства. Впрочем, скриптории существовали и при некоторых капитулах, соборах и епископских школах.

СОБОР — церковь, службу в которой проводит епископ. Собор (Cattedrale) происходит от кафедры (cattedra), пышно украшенного деревянного, мраморного или из слоновой кости кресла, предназначенного для епископа, который ведет литургию и обычно размещается в хорах.

СТВОРКА — одна из двух боковых досок (называющихся еще дверцами), которыми закрывается и предохраняется алтарная картина.

СТЕЛА — памятная плита или полуколонна из камня с высеченными фигурами и надписями, возведенная в священном или хоть в чем- либо примечательном месте, чаще всего поставленная на гробницу. Была распространена еще в Древней Греции, встречалась у этрусков и в Риме, а затем достигла нового апогея в неоклассическую эпоху.

СТЕННЫЕ РОСПИСИ — живопись, выполненная на поверхности стен здания.

СТИЛОБАТ — массивная плита, на которую опираются колонны в классическом храме.

СТУК — лепной, медленно затвердевающий материал, состоящий из извести, обожженно-го гипса, пуццоланов, глины и мраморной пудры; применяется прежде всего в интерьере для отделки декоративными рельефами потолков и архитектурных деталей. Может окрашиваться и покрываться «золотой фольгой».

СТУПА — первоначально простой могильный холм, который насыпался над останками какого-нибудь индийского махараджи, но затем ступа превратилась в типичный буддийский культовый монумент: круглый в плане, он пышно декорировался,а нередко буквально целиком покрывался барельефами и статуями. Обычно его окружала балюстрада (так называемая велика), в которой в трех или четырех местах были устроены монументальные порталы (так называемая торана), ориентированные на все стороны света. В ступе хранились останки Будды или пепел буддийских религиозных владык.

СФУМАТО — этим термином обозначают живописную технику, родственную кьяроскуро и основанную на тончайших градациях света и тени; главным образом она была присуща произведениям Леонардо да Винчи и его учеников.

ТАБУЛАРИЙ — публичный архив. Наиболее известен тот, что возведен на римском Капитолии Лутацием Катулом в 78 г. до н.э. для хранения документов (tabulae) империи; этот архив соединялся с Форумом широкой лестницей.

ТЕАТР — в Древней Греции открытая постройка, где представлялись произведения великих авторов трагедий и комедиографов. Первоначально театр был культовым сооружением: представления тесно увязывались с ритуальными церемониями в честь Диониса. Круглая площадка, на которой работали актеры и где первое время возвышался жертвенник этому богу, назывался орхестрой. Вокруг нее поднимались ступени (выстроенные полукругом и опирающиеся обычно на естественный откос), где располагались зрители. Перед ступенями находилась сцена, к которой позднее пристроили колоннаду.

ТЕРРАКОТА — в узком смысле слова один из видов керамических изделий, к которому принадлежат обожженный кирпич и обожженная глина (строительная), изготавливающиеся при температуре (соответственно) 1500°С и 1000°С. В широком смысле термин означает вид изделий из керамики с пористым черепком, с цветом иди без него и, как правило, без облицовки. Особую разновидность терракоты, покрытой лаком (на свинцовой основе), называют стекловидной, или глазурью. Иногда «терракота» употребляется как синоним «керамики». Если в обычных условиях керамические изделия, изготовленные вручную или механически, обжигаются в специально оборудованных печах, то у коренных народностей Африки, Океании и Южной Америки обжиг керамических изделий производился на открытом воздухе: предметы складывались в одну кучу, сверху их закрывали валежником, который поджигали; естественно, это не позволяло ни достичь нужной температуры, ни управлять процессом обжига. В Азии, напротив, еще и сейчас в ходу особые печи, длинные и построенные в наклон, где терракотовые изделия можно располагать на разных температурных уровнях; в Японии и Китае с очень давних времен использовались печи вертикальной конструкции, позволяющие тщательно контролировать и эффективно регулировать степень жара, необходимого для обжига различных видов керамики.

ТЕССЕРЫ — маленькие камешки или кусочки камня либо стекловидной массы, из которых составляется мозаика. Синоним — тас-селле, клинышек.

ТИМПАН — архитектурное поле треугольной формы, гладкое или заполненное скульптурой; расположено между антаблементом и скатными линиями фронтона.

ТРАНСЕПТ — поперечный неф в зданиях церквей, в плане являющих собой латинский крест.

ТОНДО — живописная картина или барельефное изображение круглой формы, излюбленная форма художников Возрождения.

ТРИГЛИФ — плита с тремя вертикальными бороздками, располагающаяся между двумя метопами на фризах дорических храмов.

ТРИФОРИЙ — галерея на боковых нефах, которые в романских и готических соборах открывались на центральный неф посредством трифоров, то есть окон с тремя проемами, отделенными один от другого тонкими пилястрами или колоннами.

ТРОМПЛЕЙ — (trompe-l'oeil), букв, «обман зрения» (франц). Живописный жанр, отличающийся предельной натуральностью, иллюзионистической убедительностью изображения, что достигается с помощью искусных перспективных, композиционных и живописных приемов; в итоге зрителю представляются образы и пространства, до удивительного конкретные.

ФАСАД — наружная, обычно передняя, сторона здания. Для церквей типичны фасады двускатные и устремленные вверх.

ФОВИЗМ — от fauves, то есть дикие животные. Это ироничное прозвище критика дала молодым живописцам, чьи картины, сделанные в энергичной и агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 г. Направление это — одно из основных, где заявил о себе европейский экспрессионизм,- вновь обращается к эмоциям, воздействуя на них неестественно чистым и в то же время плоским, лишенным оттенков цветом. Эту компактную и дружную группу живописцев возглавлял стремительно развивающийся Матисс, а рядом с ним работали Дерен, Вламинк, Камуэн, Дюфи.

ФОЛОС — священная постройка в Микенах, вырубленная в скале, круглая в плане, с купольным сводом, выложенным из прямоугольных уступообразных монолитов. Доступом к нему служил узкий коридор, дромос.

ФОРУМ — в римскую эпоху место, часто совпадавшее с главной площадью города, где собирались жители, чтобы обсудить дела, восстановить справедливость или заключить торговые сделки. В зависимости оттого, насколько значителен город, форум застраивался пышными постройками самого разного назначения — базиликами, арками, галереями, храмами.

ФРЕСКА — техника стенных росписей. Состоит в быстрой работе кистью по сырому штукатурному грунту; при этом пользуются пигментами, растворимыми в воде; просачиваясь сквозь штукатурку, краски впитываются в стену, и исправления возможны только темперой.

ФРИЗ — живописная или скульптурная полоса декоративного предназначения. В классической постройке — часть антаблемента между архитравом и карнизом. Фриз дорического ордера образован чередующимися триглифами и метопами, тогда как фриз ионический обычно декорирован сплошным скульптурным рельефом.

ФРОНТОН — треугольное завершение греческого храма по коротким сторонам, впоследствии (в самых разных формах) — дворцовых фасадов, а также дверей и окон.

ХОЛСТ — плотное льняное или хлопковое полотно, растянутое или укрепленное на подрамнике, предварительно обработанное клеевым грунтом и предназначенное для нанесения на него красок.

ХОР — часть абсиды за алтарем с местами для хора певчих. В более широком смысле — собственно абсида.

ХРАМ — культовая религиозная постройка, часто трактовавшаяся как жилище бога, где хранится его изображение. Термин (он происходит от латин. templum (святилище, храм), что в свою очередь восходит к греческому temenos — священная ограда) обозначает некое небесное пространство, которое у древних римлян использовалось авгурами (предсказателями) для своих пророчеств. Идея храма как божьего жилища, затем преображенного в самый настоящий дворец (как и в восточных — ассирийской, вавилонской и египетской — цивилизациях), жива и в классическом храме,и греческом и римском, основанном на целле со статуей бога, доступной лишь жрецам, и портике. Позади целлы нередко возводился для симметрии второй портик. В наиболее значительных храмах центральная часть окружалась еще одной колоннадой, перистилем.

ЦЕЛЛА — помещение в античном храме, потайное и запертое, где сохранялось и почиталось изображение божества. Для римлян цел-ла, кроме этого, означала место, где хранились продукты, и — шире — любое маленькое помещение в доме. Впоследствии так стала называться комната для монахов или монастырской братии (келья).

ЦИСТЕРЦИАНСТВО — от латин. cistercium, соответствующего древнему французскому городу Сито (Citeaux); термин означает принадлежность к монастырскому ордену цистерцианцев (ортодоксальных клюнийцев), основанному в Сито св. Робером, аббатом из Молема.

ЧАЙТЬЯ — этим термином обозначается тип буддийского святилища, врубленного в скалу. Чайтья представляет собой прямоугольную залу, завершающуюся полукруглой абсидой, в которой размещена своего рода небольшая ступа.

ШИКХАРА — сложная пирамидальная структура, возвышающаяся над целлой — святилищем индусского средневекового храма; она иногда достигает значительной высоты, у нее скругленные углы, а венчает ее более или менее плоский купол-подушка.

ЭСКИЗ — рисунок или живописный набросок, сделанный наскоро, только чтобы «ухватить» в основных чертах изобразительную идею или исходную наметку, предваряющую окончательный вариант.

ЭХИН — архитектурный элемент в форме кольца, как бы сплющенного между колонной и абакой в дорической и ионической капителях.

 

 



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"