|
Написал статью: Opanasenko
Толковый словарь арт терминов
А секко
Большое фото |
|
А се?кко, асекко, альсекко, секко (от итал. a secco — по сухому) настенная живопись по сухой штукатурке, выполняется красками, растёртыми на растительном клее, яйце или смешанными с известью.
А секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской. Эта техника была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв.
А секко также называют казеиновую и силикатную живопись по просохшей штукатурке.
(Илл. Петр Александрийский. Фреска из церкви Спаса Преображения на Нередице. 1199 г.)
Абак
Большое фото |
|
Абак -(от греческого abax - доска) верхняя плита капители колонны.
Абак (математика) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений.
(Илл: Храм Геры II в Пестуме. Начало V в. до н. э. Древняя Греция.)
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок
Большое фото |
|
Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок - это название получили представители творческой интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова (Россия). Художники и любители искусств собирались летом в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, расположенном близ Сергиева Посада. Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. В имении были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы). В Абрамцевский кружок входили А. М. и В. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. С. Станиславский и другие. (Илл. В. А. Серов. Девочка с персиками. 1887 г., м.)
Абрис
Большое фото |
|
А?брис (нем. Abriß — чертёж) — контур, набросок, очертание предмета линия, показывающая форму какого-то объекта.
Предварительный очерк рисунка одними линиями; набросок какого-либо плана или работы (определение Брокгауза и Ефрона)
Так же абрисом называют ручной набросок при геодезической съёмке с указанием промеров.
[Илл.: Судзуки Харунобу (1717-1770). Куртизанка. Гравюра. Япония.]
Абсида, апсида
Большое фото |
|
Абсида, апсида (Апси?да) (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), абси?да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).
Илл. Дмитриевский собор во Владимире. 1194-1197 гг. Россия.)
Абстрактное искусство
Большое фото |
|
Абстрактное искусство (От лат. abstractus - отвлеченный) - беспредметное, нонфигуративное искусство. Одно из направлений современного художественного творчества, принципиально отказавшееся от изображения предметного мира в привычных формах. Окружающую реальность, а также собственные эмоциональные переживания и состояния художники-абстракционисты передают в сложных по ритмической и колористической организации композициях. Понятие "абстрактное искусство" неоднородно; оно объединяет множество течений и школ. Возникло в 1910- 13 гг. Разнообразные абстрактные направления существуют не только в живописи, архитектуре, декоративном искусстве, дизайне, но также в скульптуре. Специфическое направление в абстрактном искусстве представляют конструкции, соединившие инженерные принципы с изобразительным творчеством. В начале 1930-х гг. абстрактное искусство активно развивалось во Франции. Новая волна подъема беспредметного искусства связана с появлением в 1939-45 гг. в США школы так называемого абстрактного экспрессионизма. После Второй мировой войны это направление развивалось во многих странах под названием ташизма, или бесформенного искусства. Основу его составляет крайне субъективный автоматизм творческого процесса, в результате которого возникают неожиданные по цветовым и фактурным сочетаниям композиции. Одной из разновидностей абстракционизма в 1960-х гг. выступает ОП-АРТ (сокращенное от англ. optical art - оптическое искусство), который восходит к геометрическому абстракционизму. Художники этого направления избрали предметом изображения композиции из повторяющихся основных геометрических фигур, добиваясь эффекта их перемещения. В России абстрактное искусство, пережив недолгий период расцвета, после Октябрьской революции попало в разряд преследуемых как не отвечающее официальной идеологии и продолжало развиваться в русле культуры так называемого андеграунда. С 1990-х гг. его многочисленные направления обрели равноправный статус с другими формами художественного творчества.
Кандинский Импровизация №31, 1913
Абстрактный экспрессионизм
Большое фото |
|
Абстрактный экспрессионизм (abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.
Начальная фаза движения - абстрактный сюрреализм (abstract surrealism) появилась в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, ее основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.
[Илл.: Willem de Kooning (1904-1997). Composition, 1955.]
Абстракционизм
Большое фото |
|
Абстракциони?зм (лат. "abstractio" – удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Крайнее проявление модернизма.
В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были : Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Фёдорович Ларионов, создавший в 1910-1912гг "лучизм", перспективное направление абстракционизма, пока еще мало известное и, считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма, Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата».
Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.
(Илл. Дж. Поллок. Номер 8. Деталь. 1949 г.)
Некоторые течения в абстрактном искусстве
суперматизм
неопластицизм
ташизм - стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов.
Авангардизм
Большое фото |
|
Авангардизм, или авангард (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчеркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.
(Илл. П. Пикассо. Плачущая женщина.)
Авантитул
Авантитул, фортитул - (от фр. avant — перед + лат. titulus — надпись, почетное звание, правовое основание) — первая страница блока издания, расположенная перед титульным листом; один из титульных элементов декоративно-композиционного назначения, используемых при оформлении издания. Содержит часть выходных сведений: издательскую марку, марку серии, реже — эпиграф, посвящение, девиз. Авантитул стараются не перегружать данными, которые печатают на других элементах издания. На развороте с Авантитул иногда помещается фронтиспис. За Авантитул следует обычный наборный или художественный титул. Авантитул широко применялся в изданиях XIX в.
Илл.: Выходные сведения Кэкстона, Лондон. Около 1487 г.
Аверс
Большое фото |
|
Аверс — лицевая, главная сторона монеты. В специальной литературе нет единого мнения относительно правил установления лицевой стороны, однако общепринятым в современных монетных каталогах считается определение аверса по следующим признакам по убыванию важности:
Государственный герб, эмблема и т. п. При этом, если на обеих сторонах монеты изображены гербы, то за аверс принимается та, на которой изображён герб, более высокий по рангу и положению. Например, на монетах португальских колоний на аверсе обычно изображался герб Португалии, а на реверсе — герб колонии.
Портрет главы государства, монарха, монетного сеньора или другого обладателя монетной регалии.
Легенда с названием страны, территории.
Легенда с именем обладателя монетной регалии.
В случаях, когда изображение монеты не несёт ни портрета монарха, ни государственного герба (например, все современные российские монеты, поскольку изображение двуглавого орла на монетах рублёвых номиналов не тождественно государственному гербу), аверсом принято считать сторону, на которой изображён номинал монеты. Тем не менее, следует учитывать, что согласно Центральному банку Российской Федерации, лицевой стороной российских монет достоинством 1, 5, 10 и 50 копеек является сторона с изображением Георгия Победоносца, а монет достоинством 1, 2 и 5 рублей — сторона с изображением двуглавого орла.
В остальных случаях руководствуются субъективным мнением или отказываются от установления аверса.
Орёл — в дореволюционной России так именовалась в обиходе сторона монеты с изображением государственного герба. Первые общегосударственные монеты мелких номиналов, появившиеся после денежной реформы Петра I, несли на аверсе изображение двуглавого орла.
Традиция называть орлом сторону монеты с государственным гербом сохранилась и в СССР, где на гербе был земной шар, и до сих пор; хотя, строго говоря, изображение двуглавого орла на современных российских монетах является символом Центрального банка Российской Федерации, а не государственным гербом.
(Илл. Монета. Зевс и Гера.)
Аврора
Большое фото |
|
Аврора (у греков Эос) — богиня зари, дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
(Илл. Д. Флаксмен. Кефал и Аврора.)
Аврора
Большое фото |
|
Аврора (у греков Эос) — богиня зари, дочь Гипериона и Теи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспероса и прочие созвездия.
Изображалась она обыкновенно крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.
(Илл. Д. Флаксмен. Кефал и Аврора.)
Автогравюра
Большое фото |
|
Автогравюра - гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет автор.
(Илл. В. Фаворский. Портрет Ф. Достоевского. 1929 г., ксилография.)
Автограф
Большое фото |
|
Автограф (греч. autos `сам` + grapho `пишу`) — собственноручный авторский рукописный текст.
Как подлинники или оригиналы, в отличие от копий, автографы имеют для филолога и занимающихся дипломатикой значение документа первоочередной достоверности. Служат для установления канонического текста произведения, а также для изучения творческого процесса писателя (особенно черновые рукописи). Автографы известных учёных, писателей и поэтов хранятся в библиотеках и архивах и имеют особую ценность.
(Илл.) Рукопись стихотворения Циприана Камиля Норвида «Рояль Шо
Автолитография
Большое фото |
|
Автолитография - (от греч. Autos - сам, lithos - камень и graphO - пишу, рисую). Один из способов исполнения художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на самом камне, и произведение графики, исполненное этим способом, называется автолитографией.
(Илл. Е. Кибрик. Ласочка. Иллюстрация к повести Р. Роллана "Кола Брюньон." 1935 г.)
Автопортрет
Большое фото |
|
Автопортрет. Портрет художника, выполненный им самим (в большинстве случаев с помощью одного или нескольких зеркал). В автопортрете мастер старается дать оценку собственной личности, выразить свои творческие принципы. Впрочем, нередко художник избирает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных творческих поисков и экспериментов. Изображение художником самого себя было известно уже в античном искусстве, но окончательно как разновидность портретного жанра автопортрет сложился к XVI в. Со временем автопортрет все более приобретает характер исповеди, где нередко раскрывается социальный облик художника, его отношение к окружающему миру. Часто художник показывает себя в рабочей атмосфере мастерской либо в семейной обстановке.
(Илл. А. Дюрер. Автопортрет. 1498 г.)
Авторское право
Авторское право -
раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства. Регулируется национальным правом и международными конвенциями по охране авторских прав.
Авторство
Авторство - (от латинского autor - виновник, учредитель, основатель в искусстве, податель мнения) понятие, выражающее специфическое отношение к произведениям как лично "сотворенному" его создателем (автором) и ему "принадлежавшему". Отношение это, стало в современном мире нормой и приобрело наряду с эстетическими также моральные и юридические аспекты (так называемое авторское право).
Агора
Агора - у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило.
Илл.: Агора у подножия Акрополя. Афины.
Адоба, адоб, саман
Адоба, адоб, саман - (от арабского ат-туб) сырцовый кирпич из глины и резаной соломы. В бедных камнем районах Мексики, Центральной и Южной Америки и на Юго-западе США из адоба с древнейших времен строили крупные сооружения в городах и селениях.
Адонис
Большое фото |
|
Адонис - финикийское божество природы, олицетворение умирающей и воскесающей растительности. Центром культа был город Гебал. Греческие мифы представляли Адониса сыном красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево. Младенец Адонис отличался необыкновенной красотой, и Афродита, полюбившая ребенка, отдала его на воспитание владычице подземного царства Персефоне. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной ему диким вепрем. Миф об Адонисе - одно из широко распространенных во многих древних религиях представлений об умершем и воскресшем боге. В искусстве Адониса изображали юношей выдающейся красоты, обычно рядом с Афродитой, а иногда раненым или умирающим.
(Илл. Д. Маццуоли. Сметь Адониса. 1709. Мрамор.)
Адъюнкт-профессор АХ
Адъюнкт-профессор АХ. Штатная должность. Согласно первому уставу АХ (Академия Художеств), адъюнкт-профессора - помощники профессоров, замещавшие их при необходимости. Штат АХ предусматривал в то время шесть адъюнкт-профессоров. Они избирались академическим собранием из числа академиков. Точно так же через выборы в собрании адъюнкт-профессор мог стать профессором. С 1800-х гг. для назначения в профессора адъюнкты должны были представить художественные произведения. Устав 1859 г. предполагал для назначения в адъюнкты конкурс в академическом Совете.
Аид
Большое фото |
|
Аид - (греч. миф) иначе Плутон, Аидоней, владыка подземного мира и царства мертвых, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. После раздела мира между тремя братьями Аид получил подземное царство. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующим урожай из недр земли. Аид означает также преисподнюю, царство мертвых, иногда у греков Тартар, Эреб, у римлян - Орк. Аид населен многочисленными демонами и чудовищами. Лишь немногим смертным боги позволили, сойдя в Аир, выйти оттуда живыми.
(Илл. П. Веронезе. Аид.)
Айван
Айван - колонный зал без передней стены на каждой стороне двора соборной мечети (джами).
(Илл. Мечеть в Кордове. Испания. 785, 848, 961 гг.)
Академизм
Большое фото |
|
Академизм (Франц. academisme) - направление в изобразительном творчестве, связанное с деятельностью художественных учебных заведений - академий. Первые академии художеств появились в Европе в XVI-XVII вв. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры - в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. - в Берлине и т. д. В России Академия художеств (официальное название - Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И. И. Шувалова. В 1764 г. в царствование Екатерины II стала императорской. Тем самым был окончательно закреплен ее статус государственного учебного заведения и правительственного учреждения. В основе деятельности европейских академий лежит строго регламентированная система обучения, направленная в итоге на создание большого стиля, прославляющего государственную власть и правящую династию. В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Отсюда - приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную - итальянскую - перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию художественных национальных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным. Однако, начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса. Что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде "бунта четырнадцати" в Петербургской АХ в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические, исторические или библейские сюжеты, игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Именно в этот период понятие "академизм" приобрело негативный характер, обозначая совокупность догматических приемов и норм. В настоящее время академическое искусство не является больше официальным, господствующим. Существует наряду с другими направлениями, наиболее последовательно сохраняя и развивая классические традиции национальной школы.
(Илл. Ф. Жирардон. Аллегорическая фигура. 1672-1675 гг., мрамор.)
Академии архитектурные
Большое фото |
|
Академии архитектурные - высшие научные учреждения, объединяющие крупнейших мастеров и исследователей архитектуры, являются одновременно высшими учебными заведениями.
(Илл. Зодчий Хесира. Рельеф. Древний Египет.)
Академии художественные
Академии художественные - учреждения, являющиеся научно-творческими центрами пластических искусств, а также высшие художественные школы.
Академик АХ
Академик АХ. Почетное звание. Порядок предоставления этого звания менялся в разные периоды истории АХ (Академия Художеств). По первому уставу АХ, утвержденному в 1764 г., в академики могли принимать как русских, так и иностранных художников. Этому званию предшествовало звание назначенного. Чтобы стать академиком, назначенный должен был выполнить в стенах АХ под наблюдением одного из ее членов работу на заданную тему, которую оценивал академический Совет. Впоследствии, согласно уставу 1859 г., звание академика мог получить классный художник 1-й степени за выполненную им программу, но не ранее чем через три года после получения предыдущего звания. В то же время в академики могли произвести и не имеющих отношения к АХ известных художников за "высокие произведения искусства". В 1863 г. было решено не давать академических званий иностранным художникам. После академической реформы 1893 г. в АХ осталось единственное почетное звание - академика. Оно давалось иногда за совокупность произведений, иногда - всего лишь за одно. При этом академики уже не играли большой роли в жизни АХ.
Акант, аканф
Большое фото |
|
Акант, аканф - декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант. Этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских капителей, характерен также для декора фризов и карнизов.
(Илл. Фрагмент картины Мозаччо "Троица". 1425-1428 гг.)
Акварель
Большое фото |
|
Акварель (Франц. aquarelle, от лат. aqua - вода) - растворимые в воде краски, содержащие тонко перетертый пигмент и в качестве связующего относительно небольшое количество клеев растительного происхождения (гуммиарабика, траганта, вишневого клея, декстрина). В состав акварельных красок еще входят мед (или сахар, глицерин), воск, некоторые смолы для придания мягкости, твердости, других качеств. Акварель может быть твердой - в виде плиток, полумягкой - в фаянсовых чашечках и мягкой - в тюбиках. Предназначена главным образом для работы на бумаге. Акварелью также называется работа, выполненная акварельными красками; отличительные ее качества - прозрачность красочного тончайшего слоя; белила не используются, их роль берет на себя просвечивающий сквозь краски белый цвет бумаги. Если все же акварель применяется в сочетании с белилами или накладывается густым непрозрачным слоем, то свойства классической акварельной техники утрачиваются, и она становится похожей на гуашь.
(Илл. А. В. Фонвизин. Портрет Д. В. Зеркаловой. 1940 г., акварель.)
Акватинта
Большое фото |
|
Акватинта (Итал. aquatinta, от лат. aqua - вода, tinta - краска, тон) - разновидность углубленной гравюры на металле. Технически способ ее создания заключается в следующем: металлическую пластину равномерно покрывают порошком канифоли, асфальта или смесью того и другого, затем нагревают. В результате порошок плавится, образуя так называемый гравюрный грунт с зернистой фактурой, закрепленный на металлической доске. По нему наносят рисунок, после чего доска подвергается многократному травлению кислотой с предварительным выкрыванием кислотоупорным лаком тех ее участков, которые при печати должны оставаться наиболее светлыми. Кислота разъедает металл в промежутках между частицами порошка в местах, не защищенных кислотоупорным лаком. Так возникает печатная форма с рельефной поверхностью разной глубины. Перед печатью ее очищают бензином и покрывают специальной типографской краской. Отпечатки акватинты напоминают рисунки, выполненные кистью, тушью или акварелью.
(Илл. И. Нивинский. Азнефть. 1930 г., офорт, акватинта.)
Акведук
Акведук - (от латинского aqua - вода и duco - веду) водовод для подачи воды к населенным пунктам, оросительным системам из расположенных выше их источников. Также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.
Акриловые краски
Большое фото |
|
Акриловые краски - синтетические краски, которые готовятся на основе акриловой кислоты, отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с изобразительной поверхностью.
Илл.: Matthias Eule. Sign of future-2. Acrill on paper. 2003. Germany.
Акрополь
Акрополь - (от греческого akros - верхний и polis - город) возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.
(Илл. Акрополь в Афинах.)
Акротерий
Большое фото |
|
Акротерий - скульптурное украшение, помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера.
Аксессуар
Большое фото |
|
Аксессуар - второстепенная, вспомогательная деталь главного изображения, обычно дополняющая характеристику центрального образа.
(Илл. Микеланджело. Моисей. 1513-1516 гг.)
Акт
Большое фото |
|
Акт - изображение обнаженной человеческой фигуры.
(Илл. Ж. Б. Реньо. Три грации. 1793 г.)
Акционизм
Акционизм - (от английского action art - искусство действия) - обобщающее название для ряда форм, возникших в авангардистском искусстве 1960-х гг. (хэппенинг, перформанс, эвент, искусство процесса, искусство демонстрации). Представители акционизма считают, что художник должен заниматься не созданием статичных форм, а организацией событий, процессов. Истоки акционизма следует искать в деятельности футуристов, дадаистов, сюрреалистов. Движение стремится стереть грань между искусством и действительностью.
Алла прима
Алла прима - техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок.
(Илл. П. Кончаловский. Сирень. 1933 г., м.)
Аллегория
Большое фото |
|
Аллегория (Греч. allegoria - иносказание) - в искусстве изображение явления, идеи посредством образа. В литературе - метафорический прием в прозе или поэзии; басня, где действуют символические персонажи. В изобразительном искусстве по своим функциям аллегория часто сближается с эмблемой. Наиболее распространенный вид аллегории-персонификация, то есть фигура с атрибутами, объясняющими ее смысл (женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия).
(Илл. Козимо Тура. Аллегорическая фигура. 1480-е гг.)
Алтарная живопись
Алтарная живопись. Иконописные произведения, предназначенные для украшения алтаря в христианском храме. Алтарная живопись включает в себя иконы с изображениями Христа, Богоматери и канонических святых, апостолов, пророков, расположенные в строго определенном порядке; сцены из Священного Писания - "Благовещение", "Рождество", "Успение", "Вознесение" и т. п. (в иконописи их называют "праздниками"). См. Деисусный чин и праздничный чин.
Алтарная преграда
Большое фото |
|
Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность, окутывая его покровом тайны.
Алтарь
Большое фото |
|
Алтарь (Лат. altaria, от altus - высокий) - жертвенник. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме для алтарей возводились специальные сооружения, имевшие нередко богатую отделку. Алтарь - также важнейшая часть христианского храма, где находится стол ("престол"), на котором совершается священное таинство, в католической церкви - декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. В VIII в. появились складные алтари, с расписными створками. Различают алтари-складни: диптихон (двустворчатый) и триптихон (трехстворчатый). Алтарем нередко называют и всю восточную часть храма. В православной церкви - это восточная возвышенная часть помещения, отделенная алтарной перегородкой, которая позднее (в XIV-XV вв.) превратилась в иконостас.
Алтарь створчатый
Большое фото |
|
Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
(Илл. Дуччо. Триптих. 1300-1305 гг.)
Аль фреско, а фреско
Большое фото |
|
Аль фреско, а фреско - (от итальянского fresco - по свежему, по сырому) техника настенной живописи.
(Илл. Микеланджело. Пророк Даниил. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508-1512 гг.)
Альфрейная живопись
Большое фото |
|
Альфрейная живопись -
полноцветная настенная роспись, имитирующая различный виды декоративной отделки помещений, – например, имитация гипсовой лепнины, имитация шёлка на стенах, дорогих пород дерева и т.д. Нельзя исключить из этого списка и простую настенную роспись разнообразными узорчатыми орнаментами. Альфрейная живопись зародилась в эпоху Возрождения, но популярна и в настоящее время.
(Илл.: П. Веронезе. Фреска на вилле Барбаро. 1561 г.)
Амазонки
Большое фото |
|
Амазонки - (греч. миф) мифический народ женщин-воительниц, обитавших на берегах Меотиды (Азовское море) или в Малой Азии. Для сохранения рода амазонки вступали в браки с мужчинами соседних племен, отсылая затем мужей на родину. Мальчиков они возвращали отцам (вариант: убивали), а девочек готовили для войны. По древним сказаниям, амазонки, чтобы было удобнее стрелять из лука, выжигали девочкам правую грудь. На памятниках античного искусства амазонки изображены в виде прекрасных женщин с развитой мускулатурой без следов увечья. Легенды об амазонках были популярны в средние века и особенно в эпоху Великих географических открытий.
(Илл. Битва амазонок с греками. Рельеф.)
Амвон
Большое фото |
|
Амвон - возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Ампир
Большое фото |
|
Ампир (От франц. empire - империя) - стиль в архитектуре и прикладном искусстве первых трех десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в эпоху наполеоновской империи. В качестве источников опирался на искусство греческой архаики и императорского Рима. Отсюда такие его отличительные особенности, как монументальная выразительность при классической чистоте форм. Для архитектуры ампира характерно прославление национального могущества, успехов государства и единоличной верховной власти. Возводятся монументальные портики и триумфальные арки, мемориальные колонны, увенчанные скульптурными фигурами и колесницами, декорированные воинскими доспехами, орлами, лавровыми венками и пр. В отделке интерьеров, а также мебели и предметов декоративного искусства ампир использовал мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей и античных орнаментов.
(Илл. Ж. О. Д. Энгр. Портрет Наполеона на императорском троне. 1806 г., х., м.)
Амфипростиль
Большое фото |
|
Амфипростиль -
тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. Продольные стены храма сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.
(Илл. Калликрат. Храм Нике Аптерос на Акрополе в Афинах. 449-420 гг. до н. э.)
Амфитеатр
Амфитеатр -
(от греческого amphitheatron) древнеримское монументальное эллипсовидное в плане здание (без крыши) для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений); места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами.
(Илл. Колизей - амфитеатр Флавиев в Риме. 75-80 гг. н. э.)
Амфора
Большое фото |
|
Амфора -
(от греческого amphoreus) античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками, служащий для транспортировки вина, масла. Нередко украшались росписями.
(Илл. Амфора краснофигурная. Аттика. Мастер Клеофрада. 490-480 годы до н. э., глина, предварительный рисунок, лак, пурпур.)
Аналитическое искусство
Большое фото |
|
Аналитическое искусство -
метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881-1941гг.) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910-20-х гг. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом "органического роста" художественной формы и "сделанности" картин. В своем искусстве Филонов шел от частного к общему, от "элементарных частиц" природного мира и живописного произведения к созданию целостной картины мира. В 1925 г. Филонов возглавил коллектив "Мастера аналитического искусства".
(Илл. П. Филонов. Живая голова. 1926 г., м.)
Анаморфоза
Анаморфоза - (от греческого аna - на, сверх и morfe - форма), эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например, морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).
(Илл.: С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.)
Андерграунд
Большое фото |
|
Андерграунд - (англ. underground - подполье) понятие, возникшее в США и означающее "подпольную" культуру, противопоставляющую себя ограничениям и условностям культуры, господствовавшей в обществе. В России в советский период понятие андерграунда стало обозначением сообществ, представлявших неофициальное, не признанное властями искусство, а также литературу, музыку и т. п. В русле андерграунда развивались течения авангардизма, соц-арта и других оппозиционных направлений. После снятия ограничений на свободу художественного творчества в начале 1990-х годов андерграунд сошел на нет.
(Илл. Г. Брускин. Ноты. Литография.)
Андромаха
Большое фото |
|
Андромаха - (греч. миф) героиня "Илиады", супруга Гектора, мать Астианакта. Андромаха славилась любовью к своему супругу. В литературе Андромаха стала идеалом преданной, любящей жены. Миф об Андромахе широко использован в живописи.
(Илл. Ж. Л. Давид. Андромаха, оплакивающая Гектора. 1783 г.)
Андромеда
Большое фото |
|
Андромеда - (греч. миф) дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Мать Андромеды, гордясь красотой дочери, утверждала, что она красивее любой Нереиды. За оскорбление Посейдон наслал на страну эфиопов чудовище, пожиравшее людей. По предсказанию оракула, страна могла избавиться от чудовища, только если ему отдать Андромеду. Андромеду спас Персей. После смерти Андромеда была превращена в созвездие. Миф неоднократно служил сюжетом произведений искусства.
(Илл. Е. Делакруа. Андромеда. 1852 г. Х., м.)
Анималист
Анималист -
(от латинского animal - животное) художник или скульптор, изображающий животных.
(Илл. Г. Стуббс. Лошадь, атакованная львом. 1762-1765 г. Х., м.)
Анималистический жанр
Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.
Собственно анималистическийжанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).
В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.
(В. А. Ватагин. Пантеры. 1922 г. Литография)
Аниме
Аниме (???), как самостоятельное направление возникло в мультипликации в 1958 году и было официально признано как искусство в конце XX-го века. История аниме корнями уходит к началу 20-го столетия, когда японцы стали проявлять заметный интерес к иностранным техникам создания анимационных фильмов.
В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» — он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме - сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.
Лит.: Дмитриева В., Агния Барто, М.-Л., 1953; Соловьев Б., Агния Барто, М., 1967.
. Энциклопедия искусства, 2005-2011.
Ансамбль
Большое фото |
|
Ансамбль (Франц. ensemble - вместе) - совокупность, гармоническое единство художественных компонентов. Ансамбль может составляться из произведений одного вида искусства или объединять различные виды (см. Синтез искусств). Содержательно-структурное единство ансамбля отражает идеалы красоты и пользы, соответствующие конкретному историческому периоду. Виды ансамблей - градостроительный, ландшафтный, архитектурный, интерьерный, предметный (сервиз, костюм и аксессуары, мебельный гарнитур и т. д.), зрелищный (действо, спектакль).
(Илл. Н. Браунштейн, А. Квасов, С. Чевакинский, Ф. Растрелли. Екатериниский дворец. 1717-1749, 1749-1756 гг. Санкт-Петербург.)
Антаблимент
Антаблимент. Одна из трех частей архитектурного ордера, его верхняя часть. Делится по вертикали также на три части: нижнюю - архитрав, среднюю - фриз, верхнюю - карниз.
Антей
Большое фото |
|
Антей - (греч. миф) великан, властитель Ливии, сын Посейдона и Геи (земли). Антей был непобедим, пока он соприкасался со своей матерью Землей, дававшей ему новые силы. Геракл убил его на пути к саду Гесперид (одиннадцатый подвиг героя), оторвав от земли и задушив в воздухе. Образ Антея стал символом силы, какую дает связь с матерью-родиной.
[Илл.: Бальдунг Ханс (1484-1545 гг.). Геркулес и Антей.]
Антефикс
Большое фото |
|
Антефикс - украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.
Антиискусство
Большое фото |
|
Антиискусство - термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискусства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.
(Илл.: М. Дюшан. Репродукция Моны Лизы. 1919 г. )
Античное искусство
Большое фото |
|
Античное искусство (Лат. antiquus - древний) - название появилось в эпоху Возрождения. Объединяет искусство рабовладельческих государств Средиземноморья и Передней Азии (Древняя Греция и эллинистические государства, Древний Рим) в период с I тыс. до н. э. по первую половину I тыс. н. э. В развитии античного искусства выделяются следующие основные этапы: архаика, классика, эллинизм, искусство Древнего Рима, которое также прошло свой путь развития от республиканского периода до эпохи распада Римской империи. Наивысший расцвет античное искусство пережило в V-IV вв. до н. э. (период классики). Из дошедших до наших дней произведений античного искусства лучше всего сохранились разнообразные керамические вазы и скульптура, отличающаяся высоким мастерством исполнения. Воплощенный в мраморе идеал физически совершенного человека стал образцом для мастеров Возрождения и академического направления (академизма) в искусстве.
(Илл. Ника Самофракийская. II век до н. э., мрамор)
Антропоморфизм
Большое фото |
|
Антропоморфизм (Греч. antropos - человек, morphe - вид) - уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира, воображаемых существ и божеств. Особенно отчетливо проявляется на ранних стадиях развития общества (например, идолы эпохи неолита, III тыс. до н. э.), однако присущ и позднейшему искусству - от эпохи Возрождения (И. Босх, П. Брейгель) до символизма (А. Бёклин, М. А. Врубель) и сюрреализма (С. Дали).
(Илл. Д. Арчимбольдо. Лето. 1573 г.)
Анты
Анты - выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
(Илл.: Сокровищница афинян в Дельфах. Древняя Греция.)
Анубис
Анубис - бог бальзамирования, древнеегипетского акрополя. Изображался в образе черной собаки (или шакала) и в виде мужской фигуры с головой собаки (шакала). С конца Древнего царства Анубис уступает место главного божества мертвых Осирису и становится его постоянным спутником.
Анфилада
Большое фото |
|
Анфилада - (от французского enfiler - нанизывать на нитку) ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.
Ападана
Большое фото |
|
Ападана - многоколонный парадный зал обычно с плоским балочным деревянным перекрытием.
Аполлон
Большое фото |
|
Аполлон - (греч. миф) одно из важнейших божеств олимпийской религии, сын Зевса и богини Лето, отец Орфея, Лина и Асклепия, брат Артемиды. С Аполлоном связаны многочисленные мифы: убийство чудовищного дракона Пифона, участие в битве олимпийцев с гигантами, мстя Зевсу за смерть Асклепия, перебил киклопов, ковавших для Зевса молнии, и др. Значение Аполлона как земледельческого божества постепенно отступало по сравнению с его ролью бога-воителя. Лучи Аполлона-солнца отождествлялись с золотыми стрелами, которыми бог-дальновержец поражает врагов. В гомеровскую эпоху, когда война стала занятием преимущественно знати, Аполлон становится наиболее популярным богом аристократов. Аполлон считается богом - покровителем искусств. Главными центрами культа Аполлона были: остров Делос, Дельфы со знаменитым оракулом - главным святилищем Аполлона, Патара в Ликии, Дидимы близ Милета. В искусстве Аполлона изображали высоким, стройным, длинноволосым и безбородым юношей; его атрибуты - лира или кифара, лук. Статуи Аполлона работы Скопаса, Леохара, Праксителя дошли до нас в римских копиях. Наиболее известная из них - Аполлон Бельведерский (Ватикан). В новом искусстве Аполлон - идеал мужской красоты, молодости и благородства.
(Илл. Ф. Жирардон. Аполлон и Нимфы. 1666-1673 гг., мрамор.)
Аполлон Бельведерский
Большое фото |
|
Аполлон Бельведерский - приписываемая древне-греческому скульптору Леохару (Leochares, позняя классика, середина IV века до н. э.) статуя. Известна по дошедшим до нас римским мраморным копиям. При виртуозной обработке материала отличаются внешней эффектностью и академической холодностью образа.
Аппликация
Аппликация (Лат. applicatio - прикладывание) - способ создания всевозможных изображений или орнаментов из различных кусочков одного или нескольких материалов (ткань, мех, кожа, соломка, бумага и т. п.), отличающихся по цвету, фактуре, качеству выделки и т. д. Аппликация создается путем наклеивания или нашивания этих, к тому же разных по форме и размерам, кусочков на тканевую или бумажную основу, что придает произведению особую рельефность.
Ар деко, арт деко
Большое фото |
|
Ар деко, арт деко - (от француского art deco) стиль декоративного искусства, дизайна и архитектуры, также назваемый стилем модерн, появился в 1920-х годах и стал господствующим стилем в Западной Европе и Соединенных Штатах в 1930-х годах. Возникновение названия стиля связано с Международной выставкой декоративного искусства и художественной промышленности в Париже 1925 г. У стиля масса источников: древние искусства Египта, Востока, Африки, американских индейцев и искусство кубизма, Баухауза, автомобильного и авиационного дизайна. Нетрадиционно элегантный и изящный стиль арт деко характерен простыми чистыми струящимися, угловатыми, симметричными геометрическими формами. Монументальные утяжеленные формы сочетаются с изощренным украшательством. Типичные мотивы включали стилизованных животных, листву, обнаженные женские фигуры, и лучи солнца. Использовались дорогие естественные и новые материалы (нефрит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь, стекло, пластмассы, железобетон). сегодня стиль арт деко стал всемирно признанным синонимом эффектности. Во власти стиля находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах, плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях. Известные Известные архитекторы стиля Эрнест Кормье (Ernest Cormier), Раймонд Худ (Raymond Hood), Ле Корбюзье (Le Corbusier) Уильям ван Элен (William van Alen), Уирт К. Роуленд (Wirt C. Rowland), Джозеф Санлайт (Joseph Sunlight), Пабло Антонио (Pablo Antonio), Ральф Уолкер (Ralph Walker), Эли Жак Кан (Ely Jacques Kahn); художники и дизайнеры: Адольф Мурон Кассандр (Adolphe Mouron Cassandre), Жан Дюнан (Jean Dunand), Жан Дюпа (Jean Dupas), Эртэ (Erte/Romain de Tirtoff), Александра Экстер (Aleksandra Ekster), Элейн Грей (Eileen Gray), Георг Йенсен (Georg Jensen), Рене Лалик (Rene Lalique). Наиболее крупные произведения - небоскребы Крайслер-билдинг (Нью-Йорк, 1928-1930 гг., архитектор Ван Элен) и Рокфеллер-центр (Нью-Йорк, 1931-1940 гг., архитектор Б. У. Моррис).
(Илл. Ван Элен. Крайслер-билдинг. Нью-Йорк, 1928-1930 гг. США.)
Ар информель
Большое фото |
|
Ар информель -
(от французского informel - бесформенный) художники направления (Париж, 1940-1950-е гг.) были заняты поиском новых способов создания образа, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (кубизм, экспрессионизм). Отказавшись от геометрических и фигуративных форм, они поставили своей целью открытие нового художественного языка. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Ар информель крайне разнообразно, но всех их объединяет свободная живописная манера и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США. Ар информель было очень широким движением и включало живописцев как фигуративной, так и абстрактной ориентации. Получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании. Италии и Германии.
(Илл.: Jean-Paul Riopelle. Perspectives. 1956.)
Ар нуво
Большое фото |
|
Ар нуво - (от французского art nouveau, буквально - новое искусство) распространенное в некоторых странах название стиля модерн.
(Илл. А. Гауди. Церковь Саграда Фамилия в Барселоне. Испания. 1883-1926 гг.)
Арабеска
Большое фото |
|
Арабеска - (от итальянского arabesco) европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданного на основе точного математического расчета.
Аргонавты
Большое фото |
|
Аргонавты -
(греч. миф, буквально - плывущие на корабле "Арго") - участники похода в Колхиду (Черноморское побережье Кавказа) за шкурой волшебного барана (золотое руно). Согласно мифу, в городе Иолке (Фессалия) правил царь Эсон, которого сверг и изгнал его сводный брат Пелий. Эсон, стремясь спасти своего сына Ясона, объявил его умершим и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Достигнув совершеннолетия, Ясон отправился в Иолк, чтобы потребовать возвращения ему царства. Пелий притворно обещал выполнить требование Ясона, если тот доставит ему из царства Ээта в Колхиде золотое руно. Для участия в походе за золотым руно прибыли герои из разных областей Греции (Орфей, Геракл и др.)... Миф об аргонавтах широко использован в произведениях изобразительного искусства - в вазописи, скульптуре. В переносном смысле аргонавты - смелые мореплаватели, искатели богатств, золота.
(Илл. Одиссей и сирены. Фрагмент. Мозаика. III в. Тунис.)
Арей, Арес
Большое фото |
|
Арей, Арес - (греч. миф) бог войны, сын Зевса и Геры, олицетворение свирепой воинственности, дикости и жестокости. Существует миф о любовной связи Арея с Афродитой, которая родила ему Эроса, Антероса, Фобоса, Деймоса и Гармонию. Постоянные спутницы Арея - богиня раздора Эрида и одна из граций Энио. Атрибуты Арея - копье, горящий факел, собака, коршун.
Ариадна
Большое фото |
|
Ариадна -
(греч. миф) дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Когда на Крит прибыл Тесей, обреченный на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, Ариадна влюбившись в него, помогла герою спастись. Герой убил Минотавра с помощью нити и кинжала, данных ему Ариадной. Герой увез ее с собой, но оставил спящей. Ариадна стала супругой Диониса. В дар от богов Ариадна получила свадебный подарок - светящийся венец работы Гефеста. В античном искусстве Ариадну изображали обычно спящей, а в эпоху Возрождения художников привлекал миф о светящемся венце.
(Илл. Спящая Ариадна. Римская.)
Арибалл
Большое фото |
|
Арибалл - в Древней Греции небольшой, с шаровидным туловом сосуд для ароматических масел, нередко украшался орнаментальной росписью.
(Илл.: Арибалл с Родоса.)
Арк
Арк - крепость, цитадель в средневековых городах Средней Азии и Ирана.
(Илл.: Арк. Бухара.)
Арка
Арка (Лат. arcus - дуга, изгиб) - криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворота) или проема между двумя опорами - колоннами, столбами, устоями моста и т. п. Арки различаются по назначению: несущая, разгрузочная или подпружная. В зависимости от назначения и размера пролета выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой бывают полукруглыми или полуциркульными, подковообразными, лучковыми, стрельчатыми, подвесными и т. д.
Арка триумфальная
Большое фото |
|
Арка триумфальная. Временные или монументальные постоянные арочные ворота, воздвигаемые в честь знаменательных событий, чаще всего - военных побед. Триумфальная арка устанавливается наподобие памятника, на открытом пространстве - площади, широком проспекте, как правило, при въезде в город. Имеет один или три проема, перекрытые полукруглыми (полуциркульными) сводами, завершается аттиком и украшается статуями, рельефами и памятными надписями. Триумфальные арки впервые появились еще в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г., Константина, 315 г. - обе в Риме). В России триумфальные арки стали возводить, начиная с петровского времени; яркими образцами этого вида зодчества являются Триумфальные ворота в Москве, 1827-34; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 (и те и другие посвящены победе русских войск в Отечественной войне 1812 г.).
(Илл. Арка Тита в Риме. 80-85 гг.)
Аркада
Аркада (от французского arcade) - ряд одинаковых по величине и очертанию арок, которые опираются на столбы или колонны. Применяются при устройстве открытых галерей.
Аркатура
Большое фото |
|
Аркатура -
(от немецкого Arkatur) ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.
(Илл. А. Филарет. Ospedale Maggiore. Милан. Около 1460 г.)
Аркбутан
Большое фото |
|
Аркбутан - наружная каменная полуарка, служащая для передачи давления сводов главного нефа готического храма на опорные столбы-контрфорсы, расположенные за пределами основного объема здания.
(Илл. Жан из Орбе. Собор Нотр-Дам в Раймсе. 1211-1427 гг. Фрагмент.)
Арт брют, ар брют
Большое фото |
|
Арт брют, ар брют - (от французского art brut, буквально - грубое, необработанное искусство) направление в изобразительном искусстве середины ХХ века. Понятие введено французским художником Жаном Дюбюффе для обозначения искусства душевнобольных, «наивного» творчества маргиналов, уличных граффити, а также собственных произведений, вдохновленных этими образцами. В 1948 году Дюбюффе основал в Париже ассоциацию «Компания грубого искусства», призванную сохранять, изучать и расширять собранные им ранее коллекции «грубого искусства». Ар брют родственно сюрреализму и примитивизму, объединяет в общем русле работы непрофессионалов с произведениями профессиональных мастеров, которые противопоставляют свои нарочито "варварские", как бы выплеснувшиеся из глубин подсознания образы внешнему лоску современной цивилизации.
(Илл.: Matt Sesow. "Stay Awake". Аcrylic/mixed on bristol paper.)
Арте повера
Большое фото |
|
Арте повера - (от итальянского arte povera — бедное искусство) направление в итальянском искусстве (в Турине) конца 1960-х — начала 1970-х гг. получившее распространение и в других странах Европы. В основе его лежит создание объектов и инсталляций из простых предметов обыденной жизни, принадлежавших, как правило, малообеспеченным людям (мешков, веревок, старой одежды и обуви, домашней утвари, земли, песка, и т.д.). Возникло в противовес интеллектуализму и рационализму минимализма и концептуализма и на практику применения в арт-проектах дорогостоящих материалов и сложных технологий изготовления объектов и элементов инсталляций. Художники: Марио Мерц, Микеланджело Пистолетто, Марио Чероли, Джулио Паолини, Яннис Кунеллис и др.
[Илл. Яннис Коунелис (Jannis Kounellis): Без названия. 1980 г. Италия.]
Артель художников
Артель художников - (Санкт-Петербург) объединение, созданное в 1863 г. группой молодых художников - участников "бунта четырнадцати", которые оставили Академию художеств, отказавшись писать на заданные темы. Художники жили все вместе на Васильевском острове, вели общее хозяйство и занимались творчеством. В 1865 г. был принят устав Артели, где было оговорено совместное выполнение заказов и распределение гонораров. Артель занималась также организацией выставок. Просуществовало объединение недолго - после выхода из Артели в 1870 г. И. Н. Крамского она распалась. Многие ее члены приняли участие в ТПХВ.
(Илл. А. И. Морозов. Отдых на сенокосе. 1861 г., м.)
Артемида
Большое фото |
|
Артемида - (греч. миф) одно из важнейших божеств Греции, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона. С именем Артемиды связаны многочисленные мифы: чудесное рождение Артемиды и Аполлона на острове Делос, убийство Артемидой и Аполлоном великана Тития, пытавшего обесчестить их мать Лето, и др. В античном искусстве Артемида изображалась юной охотницей, в коротком хитоне, с колчаном за спиной; рядом с нею обычно ее священное животное - лань. Как богиню луны, Артемиду изображали с полумесяцем на голове, с факелами в руках и в длинной одежде.
(Илл. Леохар. Артемида. Середина IV в. до н. э.)
Артесонадо
Большое фото |
|
Артесонадо - деревянный наборный потолок с кессонами, часто с резьбой и росписью.
(Илл. Риматиччо и Россо Фиорентино. Галерея Франциска I. 1550-е гг.)
Артефакт
Большое фото |
|
Артефакт - (от латинского artefactum - искусственно сделанное) термин, заимствованный из археологии, первоначально использовался в буквальном этимологическом смысле с целью подчеркнуть отличие художественного произведения как результата человеческой деятельности от объектов природы. На этой основе закрепилось употребление термина артефакт для обозначения объектов, созданных специально для функционирования в системе искусства (материально-художественный объект). Эта традиция была нарушена представителями так называемой институциональной концепции искусства, для которых в принципе любой предмет может обрести статус артефакта и художественного произведения в соответствующем окружении (например, музей).
(Илл. Золотая маска фараона Тутанхамона. Из гробницы Тутанхамона в Долине царей. Фивы. XIV век до н. э. Древний Египет.)
Архаика
Большое фото |
|
Архаика (Греч. archaios - древний) - искусство древнейшего периода истории человечества, отличающееся примитивизмом или своеобразной трактовкой форм. В истории искусства термин "архаика", как правило, употребляется применительно к древнегреческому искусству VII-VI вв. до н. э. Архаическая культура существовала в это время на территории материковой Греции, островах греческого архипелага, побережье Малой Азии и Южной Италии. Архаическое греческое искусство связано с предшествующей ему стадией геометрического стиля. Однако в это время уже вырабатывается иная образно-пластическая система, в основе содержания которой лежит греческая мифология. Своего расцвета она достигнет в следующий период - эпоху классики.
(Илл. Курос. 530 г. до н. э. Древняя Греция.)
Архивольт
Архивольт - (от латинского arcus volutus - обрамляющая дуга) архитектурная деталь, составляющая обрамление арочного проема, выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.
Архитектоника
Архитектоника - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.
(Илл. О. Бове. Большой театр в Москве. 1822 г.)
Архитектура
Большое фото |
|
Архитектура (Лат. architecture, от греч. агchitekton - зодчий, строитель) - зодчество, искусство проектирования и строительства сооружений, которые организуют пространственную среду для жизни и деятельности человека. Планировка, возведение городов, застройка различных населенных мест представляют особую область архитектуры - градостроительство. Строительное искусство также формирует и объединяет пространство с помощью элементов естественной природы (садово-парковое искусство). Архитектура отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает также идеологические, социальные и эстетические задачи. Она - часть материальной культуры общества и в то же время является одним из ведущих видов пластического искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектурный стиль складывается на основе приемов и стилей, свойственных культуре определенного периода. Архитектура входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура и архитектура.
Архитектурная скульптура
Архитектурная скульптура или декоративная пластика, - предназначена для украшения архитектурных сооружений. Ее композиция и форма во многом связаны с назначением строения (дворец, административное здание, жилой дом, павильон и т. д.), а также с господствующим в архитектуре стилем. Диапазон форм в архитектурной пластике очень широк: от многократно повторенного на фасаде здания лепного либо резного украшения до монументальных рельефных композиций, заполняющих фронтоны или фризы построек. Атланты, кариатиды, поддерживающие балконы или своды арок, - это тоже прекрасные образцы архитектурной пластики.
Архитрав
Архитрав (Франц. architrave, от греч. archi - главный и лат. trabs - балка) - в архитектурных ордерах - балка, нижняя из трех частей антаблемента. Обычно лежит на капителях колонн.
Асклепий
Большое фото |
|
Асклепий -
(греч. миф) бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды. Часто рядом с Асклепием изображался юный демон выздоровления Телесфор. Статуи представляют нам Асклепия зрелым мужем, в руке у него посох, вокруг которого обвивается змея.
Аспидная доска
Аспидная доска. Пластина, изготовленная из твердого черного сланца - аспида. В прошлом на таких досках учащиеся писали грифелем, из-за чего в обиходе аспидные доски чаще называли грифельными. Кроме того, мебельщики изготовляли из аспидных досок столешницы.
Ассамбляж
Большое фото |
|
Ассамбляж - (от французского assemblage — соединение, сборка, монтаж) вид произведения современного искусства, разновидность "искусства обьекта", или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из каких-либо предметов утилитарного назначения или специально созданных объектов и заключенную в пространство какого-либо ящика или коробки; сюда же относятся и так называемые "падающие картины" (монтаж предметов на вертикальной плоскости). Термин был введен в 1953 г. Жаном Дюбюффе. В 1961 г. в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи и ассамбляж поздних кубистов, дадаистов, футуристов, сюрреалистов, реди-мейд Дюшана, произведения де Кунинга, Раушенберга, Тенгели, Станкевича, Кин-хольца, спрессованные автомобили Цезаря Бальдаччини и т. п.
(Илл.: Joseph Cornel. Niggt Song.)
Ассоциация художников революционной России
Большое фото |
|
Ассоциация художников революционной России -
(АХРР), с 1928 - Ассоциация художников революции, АХР). Основана в мае 1922 г. Члены ассоциации считали своей главной задачей создание жанровых картин на сюжеты современной жизни. Они выступали против лозунга "искусство для искусства", стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с левыми направления в искусстве, наносившими, по их мнению, вред реалистической живописи. Среди учредителей ассоциации были Архипов, Богородский, Кацман, Малютин и др. Количество членов стремительно увеличивалось, возникали филиалы в республиках и городах. Организовывались многочисленные выставки, публиковались альбомы и каталоги, в 1929 г. стал издаваться журнал "Искусство в массы". В 1932 г. специальным постановлением ЦК ВКП(б) деятельность ассоциации была прекращена.
(Илл. А. Е. Архипов. Прачки. 1901 г., м.)
Астрагал
Астрагал - архитектурный профиль, обычно в виде нити бус или соединения валика с полочкой.
Атлант
Атлант (Лат. Atlas, от греч. Atlas) - имя одного из персонажей древнегреческой мифологии, титана, который должен был держать на своих плечах небесный свод) - в архитектуре вертикальная опора в виде мощной мужской фигуры, поддерживающая балочные перекрытия вместо колонны.
Атон
Большое фото |
|
Атон - бог солнца (Др. Египет), сиволизировавшийся изображением солнеченого диска с исходящими от него лучами. В Египте в эпоху Среднего царства Атон упоминается наряду с другими богами; в правление Аменхотепа IV (Эхнатона) его культ становится единственным.
Илл.: Семья фараона Эхнатона (Амарна). Рельеф. Древний Египет. Фрагмент.
Атрибут
Атрибут (Лат. attribuo - придаю, наделяю) - в изобразительном искусстве постоянный вещественный признак определенного персонажа, который помогает опознать его, свидетельствует о его аллегорическом или символическом значении.
(Илл. Ж. Б. С. Шарден. Атрибуты искусства. 1766 г.)
Атрибуция
Атрибуция (Лат. attributio - приписывание) - установление подлинности анонимного произведения, принадлежности его тому или иному автору, определение времени его создания. В прошлом атрибуция главным образом опиралась на знания и интуицию отдельного знатока-специалиста. Но уже с конца XIX в. при атрибуции все чаще применяется научный стилистический анализ, используются химические и физические исследования (микро- и макросъемка, рентгенография, фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и т. п.).
Атрий, атриум
Большое фото |
|
Атрий, атриум - (от латинского atrium) закрытый внутренний двор в средней части древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходят остальные помещения. В центре был бассейн, над которым оставлялось отверстие для стока дождевой воды.
(Илл. Атрий в вилле Сан-Марко в Стабиях. Древний Рим. I век.)
Аттик
Большое фото |
|
Аттик (Греч. attikos - аттический) - стенка, возведенная над карнизом, венчающим архитектурное сооружение. Как правило, украшается рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.
Атум
Большое фото |
|
Атум - "Совершенный" первозданный творец, создавший мир из первичного хаоса. В древнеегипетской мифологии Атум является прарожителем Девятки богов Гелиополя; позднее он принимает образ универсального солнечного божества и изображается в человекоподобном облике.
Аукцион
Аукцион -
от латинского auctio - продажа с публичного торга) способ продажи товаров (произведений искусства, антиквариата), при котором товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра; продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену. Аукционная продажа может быть принудительной, организованной самим продавцом, либо осуществляемой им через специальную организацию, выступающую в этих отношениях в качестве комиссионера. Обычно при аукционе устанавливается стартовая цена. Широко известны аукционные дома: Christie`s, Sotheby`s, Phillips, Tajan, Piasa, Finarte и др.
Афина
Большое фото |
|
Афина - (греч. миф) одно из важнейших божеств Греции, богиня мудрости и справедливой войны. Мифы об Афине говоря об ее чудесном рождении из головы Зевса. Главное святилище Афины - знаменитый Парфенон в Афинах, в котором стояла покрытая слоновой костью и золотом гигантская статуя богини (работы Фидия). Другое изображение (из бронзы) стояло перед Парфеноном, блеск его копья этой статуи был издалека виден мореходам. Изображалась в виде суровой и величественной девы, чаще всего в длинном одеянии и в полном вооружении, с копьем, щитом и в шлеме. У ног Афины обычно сидит ее священная птица - сова, иногда Афина изображалась со змеей.
(Илл. Фидий. Статуя Афины из Варвакиона. 438 г. до н. э., мрамор.)
Афродита
Большое фото |
|
Афродита - (греч. миф) одна из важнейших богинь олимпийской религии, богиня любви и красоты. Согласно наиболее распространенному мифу, Афродита - дочь Зевса и океаниды Дионы. По другому мифу, Афродита родилась из морской пены, образовавшейся из капель крови оскопленного Кроносом Урана. От любовной связи с Ареем родила детей: Гармонию, Эроса, Антероса, Фобоса, Деймоса. Постоянным атрибутом Афродиты был чудесный пояс, в котором была скрыта тайна ее обаяния. В античном искусстве Афродиту изображали женщиной в расцвете сил и красоты: в архаическом и классическом искусстве богиню изображали в одеянии, а начиная с IV века до н. э. - полунагой или совершенно обнаженной. Особенно знаменита Книдская статуя Афродиты работы Праксителя, известная более чем по 50 копиям. Дошло до нас несколько подлинных статуй Афродиты эллинистической эпохи, из которых наиболее знаменита Афродита Милосская.
(Илл. Агесандр. Афродита Милосская. III-II вв. до н. э.)
Ахилл, Ахиллес
Ахилл, Ахиллес - (греч. миф) герой Троянской войны; сын Пелея, царя мирмидонян во Фтии и морской богини Фетиды, внук Эака. Согласно легенде, Фетида окунула младенца Ахилла в воду Стикса, отчего тело его стало неуязвимым, за исключением пятки, за которую она держала Ахилла мать, опуская в подземную реку. Безоружный Ахилл был убит стрелой Париса в пяту. Образ Ахилла вдохновлял многих художников и скульпторов.
(Илл. Н. Ге. Ахилл оплакивает тело Патрокла. 1855 г., х., м.)
Ашканская школа
Ашканская школа, "Восемь" -
(от английского ash can - пепельница) направление в американской реалистической живописи первой четверти XX в., не чуждавшееся показа теневых сторон жизни большого города, пригородов, популярных курортов, трущоб, ночных баров, злачных мест. Движение, иногда называемое "Школа мусорного бака", связано с группой художников, известной как "Восемь" (1908 г.), в которую входили Роберт Энри, Артур Б. Давис, Морис Прендергаст, Эрнест Лосон, Уильям Глакенс, Эвереттский Шинн, Джон Френч Слоан, и Джордж Лакс. Творчество группы "Восемь" - ашканской школы оказало заметное влияние на пути дальнейшего развития реалистического изобразительного искусства в США.
[Илл. Luks, George Benjamin (1867-1933). Boxing Match. 1910 г.]
Аят
Аят - (от арабского знак, чудо) раздел суры (главы) Корана.
Інші терміни.
- База
- Базилика
- Баккара
- Баклага
- Балдахин
- Балюстрада
- Балясины
- Банко
- Баптистерий
- Барабан
- Барбизонская школа
- Барботин
- Барельеф
- Барокко
- Бастет
- Батальный жанр
- Батик
- Баухауз
- Бистр
- Боскет
- Буквица
- Бумага
- Бытовой жанр
- Бюст
- Валер
- Ваяние
-
- Виньетка
- Витраж
- Вице-президент АХ
- Владимиро-Суздальская школа
- Возрождение, ренессанс
- Вольноприходящий ученик АХ
- Вольнослушатель МУЗВЖ
- Высокая печать
- Геометрический стиль
- Геральдика
- Герма
- Гиперреализм
- Глазурь
- Глиптика
- Глубокая печать, углубленная печать
- Гобелен
- Горельеф
- Гохуа
- Гравюра
- Графика
- Гризайль
- Грунт
- Гуашь
-
- Дадаизм
- Деисус
- Деисусный чин
- Декор
- Декоративно-прикладное искусство
- Дизайн
- Диорама, диарама
- Жанр
- Жанровая живопись
- Живопись
- Жиллотаж
- Житийная икона
- Замковый камень
- Зарисовка
- Заслуженный профессор АХ
- Заставка
- Зодчество
- Зооморфизм
- Игла гравировальная
- Изограф
- Икона
- Иконография
- Иконопись
- Иконостас
- Иллюзорность
- Иллюминирование
- Иллюстрация
- Имитация
- Импрессионизм
- Инициал
- Интерьер
- Искусства пластические
- Искусство
- Историзм
- Исторический жанр
- Камера
- Камера-обскура
- Капитель
- Карандаш
- Карандашная манера
- Кариатида
- Карикатура
- Карниз
- Картон
- Качалка
- Керамика
- Кинетическое искусство
- Кисть
- Классика
- Классицизм
- Классическое искусство
- Классный художник АХ
- Клеевая живопись
- Клеймо
- Книжная графика
- Кокошник
- Коллаж
- Колонна
- Колорит
- Композиция
- Компоновка
- Конструктивизм
- Конференц-секретарь
- Концовка
- Ксилография
- Кубизм
- Кубофутуризм
- Купол
- Лавис
- Ландшафт, ландшафтная живопись
- Левкас
- Лепка
- Лессировка
- Либретто
- Линогравюра
- Литография
- Литургия
- Локальный цвет
- Лубок, лубочные картинки.
- Лучизм.
- Майолика
- Малые голландцы
- Маньеризм
- Марина
- Масло, масляная живопись
- Меандр
- Медальерное искусство
- Медальон
- Мелкая пластика, скульптура малых форм
- Мемориальное сооружение, мемориал
- Меццо-тинта
- Миниатюра
- Миракль
- Мифологическая живопись
- Модерн
- Модернизм
- Мозаика
- Мольберт
- Монотипия
- Монохромия
- Монумент
- Монументальная пропаганда
- Монументально-декоративное искусство
- Монументальное искусство
- Московская школа
- Муляж
- Мягкий лак
- Набойка
- Набросок
- Надгробие
- Назначенный АХ
- Народная картинка
- Натура
- Натурализм
- Натурщик, натурщица
- Натюрморт
- Неопримитивизм
- Неореализм
- Новгородская школа
- Обложка
- Образ
- Обрезная гравюра
- Оклад
- Окна РОСТА (точнее - окна сатиры РОСТА)
- Окна ТАСС
- Олеография
- Ордер
- Оригинал
- Орнамент
- Орнаментальное искусство
- Отмывка
- Оттенок
- Оформительское искусство
- Офорт
- Офсет
- Палитра
- Панно
- Панорама
- Парсуна
- Пастель
- Пейзаж
- Пенсионер АХ
- Пенсионер ОПХ
- Пергамент
- Передвижники
- Переплет
- Перспектива
- Перспективная живопись
- Пигмент
- Пилон
- Плакат
- Пластика
- Плафон
- Пленэр
- Плоская печать
- Подмалевок
- Подрамник
- Полихромия
- Поновления
- Портал
- Портик
- Портрет
- Поставангард
- Постимпрессионизм
- Постмодернизм
- Посторонний ученик
- Почетный вольный общник АХ
- Праздничный чин
- Праотеческий чин
- Президент АХ
- Придел
- Примитив
- Примитивизм
- Промышленная графика
- Пророческий чин
- Профессор АХ
- Псковская школа иоконописи
- Пунктирная манера, пунктир
- Пьедестал
- Размывка
- Растушевка, растушка
- Рационализм
- Реализм
- Реалистическая живопись
- Резерваж
- Резцовая графика
- Резьба
- Религиозная живопись
- Рельеф
- Репродукция
- Реставрация
- Ретроспектива
- Ретроспективизм
- Ретушь
- Рефлекс
- Рисунок
- Рококо
- Романтизм
- Русские сезоны
- Сангина
- Свободный художник АХ
- Сграффито
- Сепия
- Силует
- Символизм
- Синтез искусств
- Скульптура
- Смальта
- Советник АХ
- Соус
- Социалистический реализм
- Станковое искусство
- Статуя
- Стаффаж
- Стекло
- Стела
- Стенные росписи, стенная живопись
- Стилизация
- Стиль
- Супрематизм
- Сухая игла
- Сфумато
- Сценография
- Сюжет
- Сюрреализм
- Театрально-декорационное искусство, сценография
- Темпера
- Теодолит
- Тиснение
- Титул, титульный лист
- Тон
- Трафарет
- Триптих
- Тушь
- Уголь
- Украинское барокко
- Урбанизм
- Факсимиле
- Фактура
- Фарфор
- Фаянс
- Фовизм
- Формализм
- Формат
- Фотография
- Фотомонтаж
- Фреска
- Фриз
- Фронтиспис
- Фронтон
- Футуризм
- Холст
- Храм
- Храмовая роспись
- Чеканка
- Чин
- Шамот
- Шарж
- Школа
- Шпалера
- Шрифт
- Штихель
- Штрих
- Штудия
- Эклектика, эклектизм
- Экслибрис
- Экспозиция
- Экспрессионизм
- Элинизм, элинистическое искусство
- Эмаль
- Эмблема
- Эскиз
- Эстамп
- Этюд
- Этюдник
- Ювелирное искусство
- Югендстиль
- Юдифь
- Юнона
- Юный художник
- Юпитер
- Юрьев монастырь
- Ямато-э
- Янус
По мапериалам: Ямато-эЯнус/library/dictionary
ВВЕРХ
|