ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Lia Mik
Василенко Виктор Артемович
Екатерина Муратова Леонидовна
Игорь Баханов Анатольевич
Марина Фурсова Алексеевна
Наталья Анурченкова
Ольга Иванова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

ЖИВОПИСЬ XIV - XVI ВЕКОВ


Украинская живопись XIV - XVI веков развивался под большим влиянием традиций живописи Киевской Руси. Об этом свидетельствуют содержание, стиль, иконографические и технические особенности украинской иконописи. К сожалению, из-за нехватки достопримечательностей нет возможности проследить последовательно все этапы становления локальных художественных школ на территории Украины в условиях феодальной раздробленности и позже, в период формирования украинской народности. Наше представление об украинском средневековый живопись в основном базируется на иконах, сохранившихся на территории Галиции, в частности в некоторых районах Карпат, расположенных в стороне от татарских путей.

 

В условиях жестокого политического и социального гнета украинской живописи XIV - XVI веков, несмотря на свой ??религиозный характер, было своеобразным выразителем и носителем стремлений народа в его борьбе за свое сохранение и полноценное обнаружения.

 

По силе художественного и поэтического выражения тогдашнее украинское живопись можно сравнить с устным народным творчеством. Разница лишь в том, что в народных думах, песнях и преданиях живым образным народным языком воспевается героическая борьба украинского народа с татарами, турками и другими захватчиками, опустошали страну, калечили народ, его культуру. Между живопись, хотя и было регламентировано церковным канонам, откликалось на жестокую действительность определенными, очень обобщенными образами - символами, часто представленными в своеобразной народной интерпретации.

 

Если во времена Киевской Руси в оформлении интерьера культовых сооружений ведущую роль играл монументально - декоративная живопись - мозаика и стенопись, то в данный период интенсивного развития приобрел иконопись, связан преимущественно с монументальными комплексами иконостасов.

 

Сплошная стена иконостаса с несколькими рядами поставленных в определенном порядке икон отделяет в восточной церкви алтарь от главного помещения - нефа. Иконостас возник из древней алтарной ограды - каменной или деревянной - еще во времена раннего христианства и получил широкого развития в Византии во второй половине IX - XI веке. В древнерусских сооружениях иконостасы были невысокие, состояли из двух ярусов и не закрывали мозаичного декора алтарной апсиды. Существует предположение, что развитие иконостаса в высоту шел параллельно с упадком мозаичной техники, дорого стоила, и связывался со строительством деревянных церквей, где не было монументальных росписей.

 

На территории России иконостас в виде развернутой многоярусной стены сформировался, как полагают, во времена А. Рублева, то есть на рубеже XIV - XV веков, когда после победы над татарами на севере Руси наблюдалось большой подъем экономического, политической и культурной жизни, которое предшествовало образованию централизованной российского государства.

 

Структуре и декоративному оформлению украинского иконостаса присущи своеобразные и самобытные особенности, при основных общих чертах отличают его от южного - балканского и северо - российского. Однако отдельные этапы его развития до XVII века можно представить на основании имеющихся памятников очень обобщенно 24.

 

Установлено, что в XV - XVI веках в украинской иконостасе доминировал почти только живопись. Синтез искусств в блестящем сочетании архитектуры, декоративного

 

резьбы и живописи нашел свое осуществление только в XVII - XVIII веках. О том, что не было сложного резчицкого обрамление, свидетельствует, между прочим, живописное, а впоследствии орнаментальное обрамление икон XIV - XVI веков, а также исключительно живописное решение царских врат. Скромный малярный или резных декор применялся лишь на узких горизонтальных перекладинах - тяблах, между которыми поярусно рядами вставлялись соответствующие иконы.

 

Украинские иконостасы XIV - XVI веков были небольших размеров и состояли из нескольких поясов - ярусов. В нижнем ярусе между царскими и дьяконскими вратами были иконы наместного ряда - « Богородица », «Христос », « Николай » и храмовый образ. Где-то на рубеже XV - XVI веков вошло в обычай ставить во втором поясе двенадцать так называемых празничного - праздничных - икон, которые первоначально были больших размеров (Даль -ва ) и порой, пожалуй, располагались в два ряда ( Поляна). Над царскими или дьяконскими вратами размещали обычно « Нерукотворный образ ».

 

Деисусный ряд - « Моление с образом » - был неотъемлемой частью иконостаса с древнейших времен. Иконография « Моление » с ангельским, апостольским и святительским чинами течение XIV - XV веков претерпевает изменения и стабилизируется в XVI веке в виде апостольского чина. На рубеже XV - XVI веков распространяется обычай располагать на завершении икону «Распятие » или группу « Распятие с », вырезанную на отдельных досках.

 

Из-за нехватки достопримечательностей нет возможности установить время возникновения непременного В XVII веке ряда изображений пророков с образом «Знамение Богородицы » в центре. О сооружении иконостаса с рядом пророков говорится, между прочим, в « Завищанни » волынского шляхтича Василия Загоровского (около 1574 г.) в связи с планированием строительства новой церкви в Суходолах 25.

 

Внимательное рассмотрение иконографической системы иконостаса обнаруживает отчетливая связь с настенными росписями церквей. Соответствующее расположение тематических композиций и циклов образно подчеркивало символическое значение функциональных, конструктивных и пространственных элементов церковной архитектуры. Таким образом, в архитектуре, настенной живописи и структуре иконостаса нет ничего случайного - все объединяется одной идеей. Образная система, плотно связываясь с литургической символикой, отвечала основной задаче - наглядно изложить неграмотным основные положения вере изображения определенных событий.

 

Иконостас, в основном, определил тематику украинской иконы. Почти каждая икона - это своеобразный компонент монументального комплекса, она связана с ним не только тематически, но и своим формальным решением - стилистическим и колористическим. В то же время каждую икону можно рассматривать как самостоятельный, замкнутый в себе станковый произведение, где так или иначе проявляются творческая индивидуальность автора, своеобразная манера школы, стиль эпохи.

 

Икона - слово греческого происхождения и означает - образ, изображение религиозного содержания, выполненное по строгим каноническим требованиям. Первоначально икона связана с посмертным портретным изображением заслуженных людей церкви - мучеников, проповедников и пр. (типа посмертных фаюмских портретов II - III веков ), а позже - с образным воссозданием важных событий евангельского рассказа о жизни Христа, Марии и святых.

 

В средневековом живописи византийской сферы влияния существовала сложная система выработанных традицией канонов. Позже они были собраны в отдельные рукописные учебники типа афонской « Ерминии », которую составил в начале XVIII века Дионисий Фурнао - графиот.

 

В таких учебниках было достаточно полно разработаны технологические рецепты, давались указания о пропорциях человеческой фигуры, типажа и даже оттенка и окраска тела. Композиционные схемы сценических изображений также имели постоянный характер и точно определенное место на стенах и иконостасе.

 

Вероятно, что и украинские мастера придерживались подобной методики, пользовались определенными образцами, хотя на Украине до сих пор не обнаружено художественных учебников, аналогичных так называемых текстовых или лицевых « подлинник », распространенных в России еще в XVI столитти27. Отсюда и некоторая однотипность композиционных схем украинских икон на один сюжет, причем в них много общего с аналогичными композициями северной Руси, Балканского юга и даже Италии. Это можно проследить на ряде памятников XV - XVI веков, в частности на таких композициях, как «Рождество Марии», «Рождество Христово», «Крещение Господне », « Преображение», « Снятие с креста», « Положение во гроб», « Сошествие во ад » и во многих других.

 

Однако в связи с этим следует подчеркнуть самое главное: при некоторой однотипности общей композиции в изображении определенного сюжета среди украинских икон не попадается двух совершенно одинаковых. Художники избегали механического копирования, даже в скупых рамках канона они творчески подходили к решению художественных задач. Отражены ними непосредственные наблюдения, бытовые детали является тем своеобразным мостиком, который связывал художественное произведение религиозного содержания с окружающей жизнью. Именно в этих отклонениях от универсальной канонической формы в украинской иконе более или менее ярко проявляются самобытные национальные и индивидуальные авторские особенности.

 

Иногда даже создается впечатление, что в обычный канонический сюжет создатели вкладывали свой ??, актуальный для данного времени содержание. В украинском тогдашнем живописи, как и в искусстве других народов, были свои любимые сюжеты, особенно уважаемые, так сказать, национальные праздники. Следует подчеркнуть, что в украинской иконе нет образно - символического воплощения сложных догматических и схоластических положений, восхваления князей- феодалов и иерархов, распространенного в российском иконописи, особенно московской школы XVI века.

 

Композиции большинства икон характерны выразительность, лаконичность и простота построения, четкое и сбалансированное соотношение всех элементов идейного содержания и формального решения, возвышенная эмоциональность образа. Воспринимая в основном готовую каноническую схему сюжета, украинские мастера придавали образу свою, порой очень яркую народную интерпретацию. Для их живописной манеры скорее свойственно полное размаха монументальное и декоративное трактовки целого широкими плоскостями, чем изящная каллиграфическая мелочность, характерная для поздневизантийского стиля. Они умело подчиняют все компоненты главном - приподнятом содержанию, что является основой художественного произведения.

 

Особой жизненности и выразительности придает художественному образу в тогдашней иконе рисунок, линия. В рисунке, прежде всего, оказываются профессиональный уровень, зрелость и темперамент художника. В зависимости от того, какую роль он придавал линии, как ею пользовался в целом и в деталях, можно отличить не только индивидуальные почерки отдельных мастеров, но и локальных школ, а также вкус и стиль эпохи, отдельных периодов.

 

Одной из характерных черт древнего украинского живописи является жизнерадостный, ясный колорит, решен преимущественно в мажорной гамме. Ограниченность в палитре уравновешивается ритмичным расположением цветных плоскостей, несущих психологическое, Экспрессион нагрузки, помогают раскрывать содержание композиции и придают ей особую силу звучания.

 

Каждой эпохе, школе, мастерские свойственно свое понимание и ощущение цвета, возможностей их сочетание. Отдельные мастера вносят при этом свои, порой резко индивидуальные решения. Разнообразие цветовых сочетаний в определенной степени помогает художникам преодолевать иконографическую скованность навязанной композиционной схемы, традиционных сюжетов, создавать неожиданные и впечатляющие эффекты даже для самого требовательного современного зрителя.

 

Специфические цветовые эффекты иконописи тесно связываются с темперной техникой живописи (темпера - краска, сделанная на эмульсии из яичного желтка). Старые мастера знали секреты, которые предоставляли цветам прочности, чистоты и глубины.

 

Рисовали иконы преимущественно на липовых досках, реже тополиных или еловых, покрытых тонким слоем белого безупречно выровненного мелового левкаса. Доски были колотые и тесаные, средней толщины, преимущественно в пределах двух - трех сантиметров. С лицевой стороны они обычно имеют углубленное поле - ковчег для основного изображения, а на оборотной - впущены основном с одной стороны две крепежные горизонтальные Шпуги. В иконах XIV - XV веков обычно под левкасом бывает наклеено полотно - поволока. С лицевой стороны иконы украшали рисованной красной полоской светлого или темного оттенка, реже - двухцветной. В XVI веке на обрамлении, как и на фоне и нимбах, возникают гравированные или тисненые орнаментальные мотивы.

 

При изучении украинской иконы раз за разом возникают вопросы : кто, когда, где и по чьему заказу ее нарисовал. В то время в украинских мастеров не было привычки подписываться и датировать свои произведения, поэтому ничего удивительного нет в том, что насчитывается всего несколько подписанных или датированных произведений XIV - XVI веков.

 

Остается открытым также и вопрос об основных художественные центры. Можно предположить, что Киево - Печерский монастырь продолжал традиции иконописной мастерской Алипия, но не сохранилось в этом никаких материалов. Не исключено, что и в некоторых галицких и волынских монастырях занимались иконописью, если был среди братии того или иного монастыря монах - иконописец. Согласно монашеским уставом каждый братик обязан заниматься рукоделием. Имеющиеся архивные сведения о маляров XV - XVI веков касаются, в основном, светских людей - горожан и передмещан разных городов, в частности Львова, Перемышля 28 и очень редко - духовных.

 

Тогда на искусство, и в частности на живопись, смотрели как на ремесло. Мастера по традиции передавали опыт своим ученикам, а те - своим. Так создавались и распространялись определенные приемы, стилевые тенденции. Круг влияния отдельных мастерских можно проследить в довольно значительном диаметре, а в отдельных случаях удается выделить ведущего, правда безымянного, мастера. Некоторые художники достигли высокого профессионального уровня, но об их творческую индивидуальность приходится судить на основании единичных образцов. Иногда, при сохранении полного иконостасного цикла, можем составить более основательное представление о живописных особенности одного мастера. Изредка случается проследить творчество одного художника, в частности XV века, на основании работ, найденных в разных местностях.

 

Кроме художников высокого профессионального уровня, работали также художники - ремис - ники и простые мастера - самоучки из народа. Особый интерес вызывают работы мастеров народного примитива. Архаичность, наивность, а порой и профессиональная несовершенство их произведений компенсируется живым, стихийным, интуитивным чувством основных требований композиции, стиля, эстетического вкуса, непосредственностью и подчеркнутой эмоциональностью художественного образа, смелостью рисунка и колорита. Мастера - выходцы из народа - очень остро подмечали типичные явления в повседневной жизни, предоставляя им при воспроизведении часто едкого сатирического социального звучания. «Страшные суды », а также « Страсти Христовы » дают в этом богатый материал.

 

Если внимательно присмотреться к украинской иконы, бросается в глаза ее демократический характер. Уже в XV - XVI веках в городах и селах Украины организовывались братства, которые в основном были основателями церквей и заказчиками художественного оборудования для них. Деятельность братств очень ограничивала влияние клерикальных и феодальных кругов на развитие искусства. Светские маляры сумели придать своим произведениям жизнеутверждающего звучания, что соответствовало требованиям эстетических вкусов и демократических идеалов народных масс.

 

Отдельно стоит мало исследовано, но важное для истории украинской художественной культуры вопрос о творческих взаимосвязях.

 

В украинской иконе, особенно XV века, находим некоторые общие черты с российской, в частности новгородской, школой, что объясняется прежде всего общими традициями искусства Киевской Руси. Вследствие исторических условий живопись обоих народов приобретало в процессе развития своих специфических черт, не исключало и непосредственных творческих взаимосвязей течение XIV - XVI веков, которые могли идти параллельно с торговыми и культурными. Достаточно весомыми в этом отношении свидетельства о пребывании князя А. М. Курбского на Волыни, издательская деятельность Ивана Федорова в Заблудове, Львове и Остроге, а также обращение Львовского братства к московскому царю в 90 - х годах XVI века с просьбой помочь в оборудовании новопостроенной Успенской церкви и отправить иконы для иконостаса.

 

Взаимное украинского и российского искусств, пожалуй, сильнее сказались на Черниговщине, земли которой уже на рубеже XV - XVI веков постепенно переходили к Московскому княжеству.

 

Украинские братства, несмотря на всевозможные препятствия, поддерживали связи и с Балканским югом, с Константинополем и Афоном. После турецких завоеваний в конце XIV и в XV веке сербские и греческие эмигранты - маляры могли творчески сотрудничать с местными украинскими мастерами, как это имело место и в России. В XVI веке большую поддержку в культурных начинаниях Львовскому братству оказывали молдавские хозяева. Связь с Балканами подтверждается наличием нескольких памятников XV - XVI веков южного происхождения, а также усвоением некоторых приемов, особенно распространенных в сербском живописи.

 

Если в византийском, а затем в близком ему сербском живописи постоянно соревнуются традиции жизнерадостного эллинизма ( особенно лелеемые в среде константинопольской придворной школы) и строгий, глубоко экспрессивный иератизм, порожденный монашескими аскетическими идеалами, то в украинской иконе традиционные канонические образы приобретают несколько иное звучание. Здесь наблюдается своеобразное, очень конкретное толкование темы и композиции в народном духе с определенным уклоном к сказочно -фантастического. Лаконизм и некоторая ограниченность средств художественного выражения сочетаются с подчеркнутым ритмом линий цветных плоскостей и красноречивым экспрессивностью жеста, движения и выражения.

 

Если в византийском, а затем в близком ему сербском живописи постоянно соревнуются традиции жизнерадостного эллинизма ( особенно лелеемые в среде константинопольской придворной школы) и строгий, глубоко экспрессивный иератизм, порожденный монашескими аскетическими идеалами, то в украинской иконе традиционные канонические образы приобретают несколько иное звучание. Здесь наблюдается своеобразное, очень конкретное толкование темы и композиции в народном духе с определенным уклоном к сказочно -фантастического. Лаконизм и некоторая ограниченность средств художественного выражения сочетаются с подчеркнутым ритмом линий цветных плоскостей и красноречивым экспрессивностью жеста, движения и выражения. Насыщенный, сочный и звучный колорит придает целостности, какой-то радостной достоинству даже в очень драматических сценах.

Украинская живопись, обогащаясь новыми элементами и мотивами, испытывая воздействий искусства готики и Возрождения, сохранял традиционный народный и национальный характер и в XV - XVI веках, в свою очередь, имел весьма значительное влияние на польское живопись. Убедительное тому доказательство - монументальные росписи, которые выполнили украинские мастера в XIV - XV веках в Польше. Красноречивым в этом отношении является также факт изъятия из костелов по велению львовского католического архиепископа Яна Дмитрия Соликивського ( опекуна львовского цеха маляров, основанного в 1596 году ) произведений украинских мастеров, а также запрет работать им как « схизматикам » в цехах и принимать не обозначены цеховой печатью их произведения. Однако основания малярных цехов во Львове и в 1625 году в Перемышле и их попытки овладеть светскими жанрами, безусловно, сыграли положительную роль в развитии искусства на Украине и способствовали распространению реалистических тенденций, хотя маляров - украинской долгое время не допускали к цехам и даже преследовали и судили, как « партачей », то есть таких художников, работавших по своей специальности, но вне цеха.

XIV век был тяжелым временем для Украины. Литва, Польша, Венгрия завладели отдельными украинскими землями, опустошенными татарским нашествием и истощенными долговременными феодальными распрями, что вызвало волны народных восстаний. Это был неблагоприятное время как для бурного развития искусства, так и для сохранения памятников, и дошли до нашего времени в незначительном количестве. Традиции художественной культуры Киевской Руси еще были живы, их свято берегли и передавали из поколения в поколение, но, конечно, в других условиях они приобретали новое звучание.

О тогдашних художников нет почти никаких данных. Известно лишь, что некоторые мастера монументальной живописи - Владыка и другие работали в ряде городов Польши по заказу короля Владислава Ягайло.

Выдающимся художником того времени считали Петра Ратенского ( вторая половина XIII века - 1326 ), происходивший из пограничья Галиции и Волыни ( по реке Рата ) и в 1308 - 1326 годах был митрополитом всея Руси. В « Анфологион » киевского издания 1619 и в « Житии московского митрополита Петра » говорится о нем как о одаренного иконописца 30. Находясь в основанном им самим Дворецком монастыре на Львовщине, он рисовал иконы и рассылал их как дары за пределы Украины. Некоторые исследователи считают Петра Ратенского основоположником московской школы живописи и связывают с его именем проникновения западноукраинских приемов в старинный московский иконопись, резьбу, архитектуру 31.

Характеристику украинской станковой живописи XIV века приходится давать на основании двух -трех небольших икон. Это икона « Печерской Богородицы » 32 конца XIII века с Свенского монастыря, безусловно, киевской школы, интересная чертами портретности в изображениях предстоящими Антония и Феодосия и своеобразной, несколько народной интерпретацией образа и спокойным слаженным колоритом ( см. 1 -й том ) - характерными чертами киевской школы живописи, традиции которой легли в основу украинской живописи XIV века. Икона « Георгий Победоносец » из села Станили у Дрогобыча, конца XIV века 33, и икона « Богородица с младенцем » из Луцка, видимо также конца XIV века, бросают свет на состояние тогдашнего украинского живописи, в частности в Галичине и на Волыни.

На станильський иконе ( ил. 144 ) Юрий изображен юным воином на вороном коне в стоящим словно застывшей позе. Сильным ударом копья он прокалывает змея, вытащил на ровном темно - зеленом, почти черном позем. Черный плоскостной силуэт вставшей на дыбы лошади, врезаясь в ясное, притьмарене, сероватого оттенка вохристе фон, силой контраста создает очень выразительный динамичный акцент. Ритм стремительного движения вперед подчеркнутый развеянным от ветра плащом Юрия, что, как знамя победы, вспыхивает насыщенной киноварные багрец.

Конечно, на иконах аналогичного содержания было принято изображать лошадь белым, чем подчеркивался радостный, светлый образ героя- победителя. Здесь неожиданно черный, как ночь, цвет коня и сосредоточено, строгое, даже мрачное лицо закованного в броню всадника с проницательным взглядом глаз из-под тонко намеченных черных бровей наводят на мысль о трудностях длительной и изнурительной неравной борьбы.

Созданию глубоко эмоционального образа, полного напряженной драматического действия и созвучного характера далекой суровой эпохи, активно помогают все компоненты. Композиция предельно проста, лишена повествовательных деталей, линия, рисунок - чистые и острые, подчинены определенному стройном ритму. Пластическое изображение решено выразительными цветными плоскостями без тональной вибрации. Скупая цветовая гамма построена на контрастных сочетаниях темных и ясных, выразительных теплых и приглушенных холодных цветов, приближенных к нейтральным.

Образ Георгия Победоносца воспринимается как апофеоз мужественного героического подвига, как символ добра, побеждающего зло, как призыв к борьбе с значительно более сильным врагом.

Лаконичная и строгая композиционная схема станильськои иконы напоминает несколько тяжеловат и статически трактован образ Георгия Победоносца на киевском шиферной рельефе XI века, изображение на литых металлических иконах Киевской Руси и Галицкого княжества, а также замечательные по рисунку миниатюры всадников в батальных сценах в Киевской псалтыри 1397.

Некоторые аналогии есть и в новгородской иконописи XIV века, где изображение Георгия Победоносца было очень популярным. Особенно заметна сходство композиции с той новгородской иконой, где Юрий изображен на красном фоне в зеленом плаще на белом коне ( Государственный Русский музей). Однако здесь ярко подчеркнуты декоративные элементы, тогда как в украинском - на первый план выступает строгая подчиненность всех компонентов напряженной драматической действия.
В.Свєнціцька
На балканских, в частности сербских, иконах Юрий изображен преимущественно как воин - мученик без коня и змея. В украинском и российском живописи сказочно -фантастический вариант казался привлекательным, возможно через связь с народными преданиями о героических, титанической силы рыцарей, в единоборстве с лютым врагом уничтожают его.



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"