Написал статью: Opanasenko
Архангел Михаил. Деталь иконы из Дальовы. XV в.
Мастерам XV века присущи свои особые приемы моделирования лица. В тенях преобладают темно - охристые, иногда коричневые, реже оливково - зеленоватые тона, для светлых мест применяется вохрення достаточно ясных оттенков. Наиболее освещенные части подчеркнуто белильных штрихами - движками, особенно распространенными в львовских мастеров. Некоторые художники, преимущественно из Перемышля, решают пластику лица только мягкими тональными переходами, избегая подчеркивание черным контуром деталей лица - глаз, носа, губ и т.д.. Очевидно, своеобразный традиционный иконописный метод моделирования форм в процессе работы отдельных мастеров испытывал определенные изменения. Наличие индивидуальных почерков, свойственных различным мастерским и школам, свидетельствует о творческом подъеме, о достаточно активное художественная жизнь.
Хотя в тематике тогдашнего украинского иконописи нет непосредственной отражения исторических событий, так ярко отразились на устном народном творчестве, все же некоторые злободневные темы отражены в произведениях, наблюдается склонность к повествовательного трактовки сюжетов и заметно постепенный отход от строгих архаических традиций. Рядом с условно стилизованными формами появляются отчетливые элементы жизненных наблюдений. В житийных сценах на иконах с изображением « Николая - чудотворца» воспроизводятся такие актуальные сюжеты, как « Выкуп пленных половецкой », «Помощь заключенным », « Спасение перед казнью » и темы чисто бытового характера - « Покупка ковра », «Исцеление больных », « Спасение утопающих ». В житийных сценах на иконе « великомученица Пятница » наглядно показаны ужасы средневековых пыток.
К началу XV века следует отнести большую храмовую икону « Преображение» с Бусовиско ( Старосамборщина ; ил. 146). В стройной композиции, по традиции разделенной на две части, в позах и выражении фигур, в пейзаже и в колорите, построенном на контрастах, поражает величественная строгость стиля и внутреннее драматическое напряжение, что, по сути, приближает живопись этой иконы в станильськои. Однако цвета, хотя и ограниченной гаммы, получили здесь большей глубины и свежести, обогатились оттенками, контрасты стали звучное, выступили в разнообразнее сопоставлениях. Светлые дымчато - голубые рефлексы на темных драпировках предоставили силуэтам некоторой пластичности, но формы тела, подобно архаичных романских скульптур и к рельефов на кости, остались невыявленными, детализированные.
Верхняя часть - торжественная, статична. В центре изображен щуплый аскетическую фигура Христа в белоснежных ризах на фоне овальной мандорлы ( сияние вокруг фигуры ) холодного сине - зеленого цвета. С обеих сторон - пророки Моисей и Илия в темной одежде, склоненные в смиренных молитвенных позах. Фигуры нижней части - в разных, полных движения позах, ярко проявляет эмоции апостолов, взволнованных видением на священной Фавор - ской горе.
Очень знаменательно, что в создании образа большой эмоциональной силы значительную роль играет пейзаж, который доминирует в композиции. На бледно - охристой плоскости фона оттенка слоновой кости, нежного и теплого, грозно выступают темно -зеленые граненые массивы трех скалистых верхов. Упругие, насыщенные контуры четко выделяют корявые формы диких скал в виде условных лещадок.
ВВЕРХ
|