ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Lia Mik
Василенко Виктор Артемович
Екатерина Муратова Леонидовна
Игорь Баханов Анатольевич
Марина Фурсова Алексеевна
Наталья Анурченкова
Ольга Иванова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Тайная вечеря. Деталь иконы «Страсти» со Воздвижения. XV век


Еле заметные мазки белил где -где подчеркивают игру света, выявляя формы тела. Красиво и свободно спадают драпировки, осаждая волнистыми легкими складками стройные фигуры.
В композиции «Рождество Марии» ( ил. 155 ) неизвестный художник достиг значительных творческих вершин. Сюжет чисто бытовой подано очень поэтично, торжественно. Композиция подчинена стройном ритму вертикалей, образованных фигурами и архитектурным стаффаж. Она условно развивается на плоскости, как в нескольких ( четырех и даже шести ) неглубоких планах, причем фигуры расположены так, что создается впечатление движения по волнистой линии, идущей вверх. Ритмичность построения композиции подчеркивается соответствующим расположением цветных плоскостей.



На переднем плане, перегорожена низкой стеной - парапетом, справа внизу две женщины на коленях готовят купель для младенца, слева, несколько глубже, Анна, сидя на высоком ложе, занимает женщину. Далее - три стройные грациозные фигуры хорошо одетых молодых женщин, пришедших с дарами к роженице, а с высокого окна над входом в дом выглядывает Иоаким. Высокие, стройные дома бледно - зеленого и охристо -песчаного оттенков, с узкими черными проемами на фасадах и рядами окон под голубыми и киноварно -красными кровлями закрывают и словно еще больше углубляют пространство.

Действие, по сути, происходит в интерьере, но изображение скомпоновано так, словно все происходит во дворе. Здесь и зеленый позем, покрытый черными былинка декоративных растений, и фасады домов с колоннами, соединенные красной с черными поперечными полосками драпировкой, так называемый велюм - декоративный традиционный прием, проникнутое византийскими мастерами от эллинистического живописи. Трехмерное пространственное изображение интерьера не было известно тогдашним художникам Украины, России и Византии. Они решали его в условном плане, организуя пространство вроде театральных кулис и применяя так называемую обратную перспективу, проникнутую от эллинизма. Художники еще не были знакомы с вопросами линейной перспективы, которую в то время научно разрабатывали в теории и творческой практике мастера итальянского Возрождения и которая в украинской живописи появилась позже.

Нет сомнений, что с мастерской автора икон из Ванивкы связаны большие и сложные композиции икон «Воздвижение » и « Страсти Христовы» из села Воздвижения у Лиска ( Лемковщина ).

В обоих иконах вокруг центрального изображения - небольшие многофигурные сценки, цветной порядок и глубокая эмоциональность образов которых определены цветом фона главной сцены. В « Воздвижении » композиция старинного типа разделена на две горизонтальные зоны: с Константином и Еленой и группами людей на фоне теплой зеленые стены - в нижней полосе и подъемом креста на кирпично - красном фоне - в верхней. В иконе « Страсти» доминирует темная насыщенная зелень иссиня - холодного оттенка в полосе неба и теплого - в полосе позе, переделена бледно - розовой стеной стены. Следует добавить, что и здесь позем заключается полукруглыми холмами, как в иконе « Преображение» с Бусовиско.

Каллиграфическая манера и пластичность изображений автора произведений с Ванивкы отчетливее чувствуется в иконе «Воздвижение ». В двадцати сценках страстной цикла в иконе « Страсти Христовы» рисунок не такой изысканный и легкий. Однако здесь живая, темпераментная повествовательность отчетливо доминирует над чисто композиционными соображениями. В ряде сцен, рядом с архаичными иконографическими композиционными схемами, как, например, « Тайная вечеря » с Христом слева стола ( ил. 154 ), есть немало чисто бытовых моментов, взятых непосредственно из окружающей жизни.



Прежде привлекает внимание изображение похода на Голгофу во главе с трубачом и приговоренными к смерти двумя разбойниками в коротких белых рубашках и заложенными за спину руками. Очень интересные в сцене «Поцелуй Иуды » фигуры прихвостни - шута, во - шиптувачив, женщины, на пороге дома разговаривает с Петром. Перевязанный вышитым полотенцем круглолицый прислужник, что льет воду из кувшина на руки Пилату, между прочим, напоминает католического клерика. Большой выразительности и жизненности полна также группа игроков в кости в центральной сцене.

К доработку этой мастерской следует отнести и икону «Страшный суд » с Мшанца ( Лемковщина, ил. 156 ), которая вместе с Ванивский принадлежит к старейшим образцов этого жанра, известных в украинском станковой живописи. Многофигурная композиция « Страшного суда » вместе с « Страстями » была очень популярной в украинской живописи вплоть до конца XVIII века. Эти сюжеты, очевидно, тесно связаны с традициями настенных росписей ; тема « страшного суда » предназначалась для западной стены, « Страсти Христовы » - для северной.



Сюжетное раскрытие « Страшного суда » на протяжении веков сохраняет свой основной канон, меняется лишь форма выражения и детали. Это одна из монументальных программных композиций, где нашла пластическое воплощение вся система средневекового мировоззрения верованиям в загробную жизнь.

Композиционная схема Ванивский и Мшанецкое икон почти идентична в своей основе и вполне аналогична тогдашним новгородским изображением на эту тему ( Государственная Третьяковская галерея, Киевский государственный музей русского искусства).

Разворачивается она в шести горизонтальных поясах. Вверху, вдоль грозного Христа судьи с предстоящими Марией и Иоанном Предтечей, - ангельские небесные силы, ниже - апостолы, торжественно сидят на скамьях. Далее, слева - праведники и справа - представители разных народов. Ниже расположены рай, окруженный стеной, земля, отдает умерших, и ад в виде двуглавой чудовища на фоне огненного языка. Среди наказанных грешников - шинкарка, ее изображают в украинском «страшных судах » как одну из причин всякого греха. Очень забавные полны движения черные силуэты чертиков в самых разнообразных позах. Они у каждого из мытарств, нанизанных вдоль змея, выползает из адской пасти и, извиваясь, заполняет всю середину композиции, достигая престола с рукой, которая взвешивает справедливые и несправедливые поступки людей.

В изображении мытарств можно видеть своеобразную сатиру на невероятное количество различных таможен, которыми были заставлены все торговые пути. В сценах смерти нищего Лазаря и богача отчетливо подчеркнуты социальные контрасты. В украинской живописи изображение «страшных судов» интересно именно этими бытовыми деталями, часто приобретают острого социального и даже сатирического звучания и свидетельствуют о связи изобразительного искусства с фольклором.

Влияние мастера Ванивский икон можно видеть и в других произведениях. Он проявляется как в подражании общей иконографической схемы, так и в ясном, жизнерадостном колорите, в подобных орнаментальных мотивах цировки в нимбах ( венок стилизованной ветви, скрещенные круга ) и т.д.. Так, в иконе « Преображение» с Жогатине, что у Добромиль, почти идентичное трактовка деталей композиции по сравнению с Воздвиженской икон «Страсти Христовы» и «Воздвижение ». Очень похожей на Ванивский « Моление » по композиции и колориту является икона « Моление с образом » XV века из села Яворы, что у Турки, хотя здесь композицию решено более плоскостно и декоративно. Икону « Николай » на красном фоне с житийной сценами из Горлиц ( Аемкивщина ) назад в аналогичной цветовой гамме, но здесь в рисунке, особенно в сценических изображениях, выступают такие присущие народным мастерам черты, как Укороченность пропорций, наивность в трак - товци образов т.д..



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"