Кирилл Мельник. Иллюстрации жизни
http://zviazda.by/2014/03/35403.html
Один из немногих портретов, где изображен великий мастер эпохи Михаил Савицкий , принадлежит кисти молодого живописца. Кирилл Мельник писал его с натуры - в те вечера, которые проводил в мастерской народного художника. И хотя Герой Беларуси позировать не любил, времени на личные встречи не жалел - в процессе многочисленных разговоров, воспоминаний и рассуждений он вводил собеседника в отдельный закрытый мир, очень далекий от реальности. В мир Савицкого.
Туда попадали исключительные люди. Кириллу Мельнику посчастливилось быть среди них. Несмотря на то, что Михаила Андреевича уже нет, молодой художник продолжает существовать в этом необычном мире и сегодня: он работает в галерее , названной в честь творца. Здесь, среди многочисленных полотен и личных вещей Савицкого, находится и этот, пожалуй последний портрет народного художника Беларуси.
- Какой была оценка мастера? - Не могла не поинтересоваться я.
- Михаил Савицкий был из тех людей, кто скупился на похвалу, - признается Кирилл Мельник. - Вот что он сказал : «Несмотря на то, что портрет очень мрачный, он на меня похож». И стало понятно - остался довольным. Картину я подарил Михаилу Андреевичу. После его смерти она «переехала» в галерею.
Действительно, произведение «невеселое» . Черный , красный и белый цвета, которые доминируют на холсте , ассоциируются у художника с жизнью Савицкого. «Много темного было в его судьбе. Как и красного, - убежден он. - В первую очередь, Савицкий ассоциируется с советской властью, с войной. Белый цвет отражает нематериальную сторону творца: его как мученика. Именно в таких оттенках я воспринимал Михаила Андреевича».
В жизни самого Кирилла Мельника все-таки преобладают светлые краски. Родился художник в Минске, в семье преподавателя вуза, теперь профессора Академии управления при Президенте , и учительницы начальных классов. Окончив 9 классов средней школы, поступил в Минское художественное училище имени Глебова. После окончания Белорусского государственного университета культуры и искусств стал искусствоведом .
В творческой сфере Кирилл Мельник оказался восьмилетним мальчиком. В студию, где работали белорусские художники Виктор Воронкевич и Валерий Гордиенко, привела старшая сестра , которая интересовалась живописью . Ее увлечение передалось брату, а позднее художники стали его учителями. Правда, первые картины были написаны им в 15 -летнем возрасте. Это были копии, которые он создавал под присмотром своих педагогов, что вскоре стали ему друзьями.
Сегодня в творческой копилке живописца - около 300 произведений 16 лет ежедневной работы!
- Такой быстрый темп работы характерен для молодости? - Спрашиваю у художника.
- Это далеко не рекордное количество произведений для человека, который все время работает. Как показывает история , темп создания произведений у каждого разный. Например, великий австрийский композитор Антон Брукнер написал все свои гениальные 9 симфоний, когда ему было 40 и более . Другие создают в юности , остальные - в более зрелом возрасте. Савицкий, между прочим, в плане продуктивности шел достаточно ровно. Конечно , когда ему было 80, работать сложно было физически, не совсем позволяло здоровье, а полет мысли - в полном порядке.
Кроме работы в галерее Савицкого, Кирилл Мельник пишет диссертацию по белорусской живописи XX века. Признается, что ему , как творческому человеку , дается это нелегко. Но любовь к искусству помогает и здесь.
- Один из крупнейших композиторов- симфонистов и дирижеров конца XIX - ХХ вв. Густав Малер, когда ему задали вопрос, зачем он дирижирует, сказал : « Я дирижирую, чтобы жить . А живу, чтобы писать музыку» , - говорит художник . - Конечно, творчество - главное. Только параллельная научная и литературная деятельность никак не препятствует этому процессу. Единственное, что занимает много времени. Только и это на пользу : во-первых, я знакомлюсь с достижениями отечественной живописи, во-вторых , наука - дополнительный толчок в творческом развитии.
Мастерской молодого художника стала обычная комната в родительской квартире. Здесь же - и мини-галерея. В творческой копилке - портреты, пейзажи , натюрморты , многофигурные композиции ... Молодого человека, в отличие от меня , это не удивляет.
- Посмотрите хотя бы список произведений любого выдающегося композитора, - говорит он. - Это сотни наименований различных жанров. И тут ничего удивительного. Тем более, когда жанровое разнообразие объединяется определенным стилем или содержанием.
Тематика произведений Кирилла Мельника, в свою очередь, довольно разнообразна. Знаменитые личности, мифологические фигуры, библейские образы, картины из городской и сельской жизни , морская стихия , белорусские и зарубежные пейзажи ... Среди них и миниатюры, и большие композиции - как, например , двухметровая картина «Христос и Мария Магдалина» . Такие работы наиболее пользуются спросом у покупателей. Сейчас, например, художник заканчивает многофигурную композицию на тему Масленицы конца XIX века в России по заказу коллекционера из Санкт -Петербурга.
Только главными заказчиками для Кирилла Мельника являются его родители. Очень не хватает в их домашней мини-галереи семейного портрета. Задача для художника, как он признается, не из легких - один из самых сложных жанров. Действительно, в мировом искусстве подобных произведений немного. В памяти разве только семейные портреты Рембрандта и Кустодиева. Как вспоминает Мельник, даже Савицкий говорил, что, чтобы написать такое произведение, нужно сделать большой внутренний шаг. Молодой художник пытается. Нужно сделать единство , при этом сохранив индивидуальность каждого , кто будет изображен - а это не менее восьми человек !
Надеемся, что это произведение массовый зритель сможет увидеть во время персональной выставки Кирилла Мельника, которая планируется состояться в следующем году. Возможно, даже в галереи Савицкого.
... Кстати, на днях Михаилу Савицкому исполнилось бы 92 года. Прошло уже более трех лет, как его не стало. А памятника на его могиле на Восточном кладбище нет и до сих пор. А, между прочим, он уже сделан - постарался белорусский скульптор Андрей Заспицкий. Дело только за тем, чтобы его установить. Как сообщили в Министерстве культуры, произойдет это , тогда как только позволят погодные условия.
Вероника КАНЮТА .
Фото Марины Бегунковой
и из архива Кирилла Мельника.