Олег Краснов: Расскажите историю создания глобальной коллекции UniCredit.
Вальтер Гваданьини: Так получилось, что каждый банк в составе группы UniCredit собирал свою собственную коллекцию, и у каждой своя история. Когда банки объединились, они сохранили собственные коллекции, но собрание стало общим. А история главного банка началась еще в XVI веке, поэтому в собрании UniCredit есть и приличное количество старых мастеров. До объединения банки не были связаны друг с другом, тем более в том, что касалось коллекционирования искусства. Глобальная идея объединить коллекции внутри корпорации и создать собрание современного итальянского искусства возникла около десяти лет назад и принадлежала Пьерлуиджи Челли, одному из топ-менеджеров группы. Он же был инициатором создания специальной комиссии по отбору произведений итальянских авторов современного искусства. Челли работал в области коммуникаций, поэтому идея коллекционировать итальянских художников стала частью маркетинговой стратегии банка. Причем она была рассчитана как на внешние, так и на внутренние связи. Челли желал показать, что банк «смотрит в будущее». Эта идея радикально отличалась от концепций других итальянских банков, сконцентрированных лишь на работах старых мастеров. UniCredit был первым банком в Италии, поддержавшим современное искусство в то время, когда оно было гораздо менее популярно чем, например, произведения Ренессанса. Целью было не просто купить какие-то работы, но и поддерживать культуру страны в целом.
Главный куратор художественной коллекции UniCredit Даниэль Гваданьини
Главный куратор художественной коллекции UniCredit Даниэль Гваданьини
Был создан специальный комитет, в который вошли четыре итальянских эксперта по современному искусству, в том числе и я. Позже совет стал интернациональным — в его состав были включены два международных эксперта. Мы определяем закупочную политику и структуру выставок, которые проводим по всему миру. Однако мы не только экспонируем произведения на выставках, но и размещаем их в своих офисах, поэтому основу собрания составляют живописные работы, фотографии и небольшие скульптуры. Однако время от времени мы покупали крупные инсталляции и продюсировали их изготовление для разных музеев современного искусства, таких как MAXXI и MACRO в Риме или MAMbo в Болонье.
Антонио Донги. Жонглер. 1936. Холст, масло. Художественная коллекция UniCredit. Экспонируется в Галерее современного искусства Акилле Форти, палаццо Раджоне, Верона
О.К.: Работа с музеями также входит в программу UniCredit?
В.Г.: Да, конечно, мы активно сотрудничаем с музеями тех стран, где присутствуем, прежде всего это касается Италии, Германии и Австрии. Помимо выставок мы также предоставляем музеям произведения из нашей коллекции на условиях долгосрочной аренды. Так, в Вероне в постоянной экспозиции палаццо делла Раджоне экспонируются работы знаменитого сюрреалиста Джорджо де Кирико и одного из лидеров магического реализма Антонио Донги. В Реджо-Эмилии в палаццо Маньяни недавно прошла ретроспективная выставка фотографии, где были собраны первые имена фотографического искусства XIX–XX веков — от Надара, Роджера Фентона, Александра Родченко и Ман Рея до Андре Кертеша, Дианы Арбус и Джона Балдессари.
Ман Рей. Без названия (Пистолет с алфавитными кубиками). 1924 (отпечаток 1966). Желатино-серебряная печать, рейография. Художественная коллекция UniCredit — Bank Austria. © Man Ray Trust. Экспонат выставки «Век великой фотографии. Шедевры из художественный коллекции Банка Австрии — UniCredit» в палаццо Маньяни, Реджо-Эмилия, июнь 2014
О.К.: Попадание работ молодого художника в вашу коллекцию увеличивает в целом стоимость его работ на рынке?
В.Г.: Цены на произведения ряда художников, чьи работы мы приобрели, на внутреннем итальянском рынке стабилизировались. Но нас интересует другое. Например, художник хочет снять видео, но у него нет денег. Мы спонсируем производство некоторых работ, но не приобретаем их, и на дальнейшую судьбу этих работ не имеем никакого влияния. Конечно, когда твои работы покупает корпорация, это помогает в будущем. Когда мы в 1990-х годах покупали Андреаса Гурски, его работы стоили совсем недорого. Это только в последние десятилетие они начали оцениваться очень высоко и продаются на аукционах за миллионы долларов. В любом случае, для любителей искусства покупка банком произведения какого-либо художника уже является своего рода «знаком качества», признаком того, что автор заслуживает внимания. Думаю, так происходит со всеми крупными корпоративными коллекциями.
Андреас Гурски. Первое мая III. 1998. Цифровая печать. Художественная коллекция UniCredit — HypoVereinsbank. Courtesy Gallery Sprüth Magers, Лондон — Берлин. © Andreas Gursky / VG Bild-Kunst, Bonn / РАО, Москва, 2014. Экспонат выставки «Факты и вымыслы» в Мультимедиа Арт Музее, Москва, октябрь 2014
О.К.: Программа поддержки современного искусства была закрыта вами несколько лет назад. Почему? И собираетесь ли вы ее возобновлять?
В.Г.: Да, программа закупок была приостановлена во время кризиса 2010 года и пока что мы не планируем ее возобновлять. Будем только делать выставки на базе уже имеющегося материала.
О.К.: Сколько произведений в глобальной коллекции и оценивали ли ее стоимость?
В.Г.: Примерно 60 тысяч произведений искусства по всему миру. Что касается оценки коллекции, то на этот вопрос нет ответа — есть работы, которые мы считаем бесценными. Среди них, например, есть около 25 работ XVI–XVIII веков, которые сейчас экспонируются в Баварских государственных собраниях картин в Мюнхене, — Гойя, Фрагонар и другие великие художники. Картины итальянского Ренессанса выставляются в Болонье и Брешии.
Жан-Оноре Фрагонар. Девочка с собакой. 1770–1775. Холст, масло. Художественная коллекция UniCredit — HypoVereinsbank. Экспонируется в Баварских государственных собраниях картин (Старая Пинакотека), Мюнхен
О.К.: На выставку в Москву вы привозите фотографию. Расскажите об этой части коллекции.
В.Г.: Фундамент фотографической части коллекции был заложен в 1970-х годах. В то время еще не началось активное увлечение фотографией и практически не было ее коллекционеров; цены на отпечатки были вполне приемлемыми, и банку удалось создать первоклассное собрание, одно из крупнейших в Европе. В него вошли все великие имена, начиная с 1850-х годов. Сейчас такую коллекцию было бы очень трудно собрать. В Мультимедиа Арт Музее мы показываем современную часть коллекции — работы, созданные в течение последних тридцати лет. Это снимки как молодых авторов, так и состоявшихся фотохудожников, крупных международных звезд — Андреаса Гурски, Фишли и Вайса, Анри Сала, Вольфганга Тильманса, Эрвина Вурма и многих других. Кстати, есть и русские фотографы из собрания UniCredit — Владимир Куприянов и Анастасия Хорошилова.
artguide