|
Написал статью: Opanasenko
Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея" (1927 г.)
Ох, не могу удержаться, чтоб не продолжить тему Саломеи!!! Единственный "плюс" этой публикации, что не только покажу вам замечательную серию американского иллюстратора Джона Вассоса, но и расскажу о нем самом. А значит, пополню свою рубрику "ЖЗЛ"! Но сначала, все-таки, картины.
Иллюстрации к пьесе Оскара Уайльда "Саломея" (1927 г.)
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
John Vassos (American, 1898-1985) Illustration for Oscar Wilde's "Salome". 1927 г.
Об авторе
Джон Вассос
John Vassos
Настоящее имя – Джон Плато Вассокопулос
John Plato Vassocopoulos
23 октября 1898 - 6 декабря 1985
John Vassos
Американский художник, графический дизайнер, иллюстратор, дизайнер интерьера и архитектор.
Джон родился в Румынии в семье греческого происхождения. Еще мальчиком он вместе с семьей переехал в Турцию, где провел свою юность в Константинополе. Там его отец был директором частной школы и издателем газеты. С самого раннего возраста Джон был увлечен рисованием. Его талант оценивали все окружающие, и недаром еще подростком Джон стал работать редакционным карикатуристом в либеральной газете своего отца, подписывая рисунки псевдонимом «Оса». Впрочем, талант юноши оценила и местная полиция. После опубликованной карикатуры, нелестно отзывающейся о работе турецкого Сената и чиновников, вышло предписание об аресте юного художника. Поэтому 16-летний Джон был вынужден покинуть Константинополь (только в 1930 году город был переименован в Стамбул) и бежать из страны на британском корабле, направляющимся в Палестину. Почти год юноша путешествовал по Ближнему Востоку, побывал в Индии, Китае и, в конце концов, прибыл в Австралию. Отмечу, что в это время уже началась Первая мировая война. Поэтому Джон вернулся в Европу на военном корабле из Австралии и, прибыв на Британские острова, пошел добровольцем в армию. Сначала он служил стюардом на бельгийском пароходе, но корабль был потоплен в Северном море, и команда была спасена ВМС США. Затем он служил матросом на минном тральщике, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей через минные заграждения, в городе Галлиполи в итальянском регионе Апулия.
В 1919 году, после демобилизации, Джон переехал в Соединенные Штаты, обосновался в Бостоне, где уже жил его старший брат Алекс. Зарабатывая себе на жизнь тем, что писал надписи к плакатам и ценники, Джон в вечернее время посещал курсы в Художественной школе Фенвей. Одним из его преподавателей в Школе был Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent, 1856-1925). В это время художник не отказывался от любой работы. Он некоторое время работал в качестве помощника известного американского архитектора, иллюстратора и театрального художника австрийского происхождения Джозефа Урбана (Joseph Urban, 26 мая 1872 - 10 июля 1933). Урбан, окончивший Академию художеств в Вене, иммигрировал в Соединенные Штаты в 1912 году, первоначально став арт-директором Бостонской оперной труппы. Художник известен тем, что был одним из создателей американского стиля ар-деко и создателем целой серии картин, запечатлевших красивых девушек самого знаменитого американского варьете первой половины XX века – «Ziegfeld Follies». А во время сотрудничества Вассоса с Урбаном, молодой Джон ассистировал Джозефу в работе над декорациями для Бостонского оперной труппы, а в свободное время работал над созданием рекламы для кампании «Columbia Records». Видимо, заказы были финансово выгодные, поскольку Вассос совершил путешествие вниз по восточному побережью на юг, в течение некоторого времени проживал в Балтиморе, а в 1924 году переехал в Нью-Йорк. Продолжая принимать коммерческие заказы на рекламу, Джон поступил в нью-йоркскую Лигу студентов-художников, где учился в мастерской Джорджа Бриджмена (George Brant Bridgman, 1865–1943) и Джона Слоана (John French Sloan, 2 августа 1871–7 сентября 1951). В годы учебы в Лиге у столь именитых педагогов был практически сформирован современный и, по мнению критиков, уникальный стиль Вассоса, который он применил уже в первых своих крупных нью-йоркских заказах – оформления витрин торгового центра «Macy» и фресок для двух крупных кинотеатров. Кроме того, Джон разработал рекламу для обувной кампании «Cammeyer» и фирмы «Bonwit Teller». Работы были замечены, и уже вскоре художника пригласили к сотрудничеству как иллюстратора такие популярные журналы, как «Harpers» и «The New Yorker». Джон стал вести «богемный образ жизни», поселился на Гринвич-Виллидж, где во время очередной вечеринки в отеле «Челси» познакомился со своей будущей женой Рут Карриер (Ruth Carrier), журналисткой, пишущей о моде и недвижимости. В 1924 году Джон стал гражданином США, сменил свою греческую фамилию на звучную Вассос и женился на Рут. Открыв свою собственную студию, Джон начал экспериментировать в области промышленного дизайна. Он по заказу парфюмерной фирмы разработал флакон лосьона для рук в форме фляжки для спиртного времен Сухого закона. Сам лосьон в такой «таре» быстро стал очень популярным, говорят, его продажи поднялись на 700%.
John Vassos in his studio and at work.
В конце 1920-х годов художник занялся книжной иллюстрацией. Между 1927-1935 годами Вассос издал иллюстрации к почти десятку книг. Помимо иллюстраций к литературным произведениям, например, Оскара Уайльда, большая часть книг представляла графические альбомы, тексты к которым были написаны художником в соавторстве со своей женой Рут. «Первой ласточкой» стало оформление «Саломеи» Оскара Уайльда. Историки пишут, что редактор издательства Даттон в 1926 году обратился именно к Вассосу, «зная о его особом стиле». Уныние и эротизм Уайльда художник изобразил с ограниченной палитры тонов и форм, представив читателям красиво стилизованную версию трагедии в стиле ар-деко. В 1927 году книга была издана, а после нее в последующие два были оформлены поэмы Оскара Уайльда «Баллада Редингской тюрьмы» (1928) и «Дом блудницы» и другие стихотворения (1929). Все три книги были выпущены ограниченным тиражом, и уже в 1930 году были переизданы.
В 1929 году жена художника Рут предложила издать ее книгу «То же время» (Contempo, 1929) с иллюстрациями Вассоса. Книга была опубликовано незадолго до начала Великой депрессии и стала своеобразным обвинительным актом экономического безразличия к последствиям, которые привели страну к этому кризису. Может, поэтому тираж книги составил всего чуть меньше двухсот экземпляров. Надо отметить, что и последующие четыре книги, выпущенные в соавторстве Джона и Рут, были посвящены также темам урбанизации, модернизации и техногенного новаторства в мире. Например, «Последний: Повествование о жизни под землей» (1930) с огромными океанскими лайнерами, застывшими в крупных массах замерзшей воды, из-за чего человечество вынуждено бурить глубокие скважины под землей в поисках последних остатков тепла. Или следующая книга – «Фобия» (1931), нетрадиционно изображающая страхи человека. Как отмечала критика, «сквозной темой многих работ Вассоса стали иллюстрации - часть в стиле модерн, часть арт-деко и часть – в стиле немецкого экспрессионизма, которые показывает не только «террор машин», но и всё более растущую тревогу людей, связанную с урбанизмом и индустриализацией первых десятилетий ХХ века». Психоаналитик Генри Сулливан даже предположил, что «Фобия» была создана иллюстратором после нервного срыва. Критики добавляли, что изображенные 24 разнообразных страха, мешающие человеку, это самый амбициозный проект художника, но и глубоко личный. В выпущенной в том же 1931 году книге «Элегия Грея» Вассос вернулся к символике, изображая атрибуты Смерти в образе парящих городов-структур, форме надгробий и спиртных напитков. Последний совместный с женой книжный проект вышел в 1935 году и назывался «Гуманизм». В книге шла речь о прогрессе мира, который калечит граждан планеты, и осуждении социальных зол. Книга, вышедшая тиражом в 2000 экземпляров, была принята не очень хорошо. Тем не менее, Рут позже назвали первой американской женщиной - писателем-фантастом.
Отмечу, что в реальной, а не придуманной жизни отношения художника с этим самым прогрессом просто процветали. Вассос успешно выполнял заказы автомобильной фирмы «Packard» и французской линии круизных судов. В 1930-х годах художник активно занимался промышленным дизайном, который британский поэт и художник, представитель второго поколения «прерафаэлитов» и неофициальный лидер «Движения искусств и ремёсел» Уильям Моррис еще в конце XIX века назвал «браком искусства с промышленностью». В 1933 году Вассос разработал дизайн популярного турникета «Перей», который до сих пор используется на многих станциях метро Нью-Йорка. Позже дизайну художника «подверглись» аккордеоны «Hohner», компьютеры и электронный микроскоп. В 1932 году Вассос разработал дизайн корпусов первых коммерчески доступных телевизоров корпорации РСС , а для Всемирной выставки 1939 года, где США представляло телевидение, создал развлекательный центр «Радиогостиная завтрашнего дня», собрав в одном корпусе радио, телевизор и проигрыватель.
В середине 1930-х годов Джон и Рут приобрели у своего друга Ричардсона Райта усадьбу «Маленький сад» в Сильвемине, где художник выполнил дизайн и самого дома и своей студии. С группой художников и писателей, Джон организовал в городе Гильдию художников и занимал пост президента в 1936 году, 1940-47 и 1949-55 годах.
В 1939 году члены Гильдии провели в городе четырехдневный фестиваль, на котором выступили музыкальные и театральные коллективы из многих городов штата, а также артисты Нью-Йоркской филармонии. Для фестиваля Вассос разработал проект сцены, которая плавала по поверхности пруда. Во время второй мировой войны, в 1942 году, Джон вновь был призван в армию, теперь уже США, в звании лейтенанта. Сначала он в течение двух лет служил в штате Алабама, а затем был переведен в Вашингтон, округ Колумбия. В годы войны Вассос разрабатывал дизайн камуфляжа и выпустил серию военных плакатов и брошюр, посвященных «бдительности в тылу». Демобилизовался он из армии в 1945 году уже в звании полковника. После войны Джон попытался заняться политикой, но безуспешно. Зато он много делал для греческой диаспоры в Америке, поэтому в течение десятилетия после войны Вассос был одним из наиболее популярных «греческих американцев», завязал тесные дружеские отношения с другими известными греками, такими, например, как Аристотель Онассис. Кроме работы в области промышленного дизайна, Вассос продолжал заниматься живописью и декоративно-прикладным искусством, оформил фресками театр «Риволи» в Нью-Йорке, египетский театр в Лос-Анджелесе, отель Кондадо Бич в Пуэрто-Рико, студии WCAU в Филадельфии, Центр Радио и телевидения в Вашингтоне, торговые и выставочные павильоны в Нью-Йорке, Индии и Пакистане.
В 1965 году умерла любимая жена художника – Рут. Джон продал усадьбу, в которой всё напоминало о счастливой семейной жизни, и купил небольшой дом в Майами-Бич, много времени проводил во Флориде, где исследовал возможность общения с дельфинами. Еще до начала Второй мировой войны художник стал одним из создателей Института американских промышленных дизайнеров и был выбран его президентом. Возглавлял Вассос и Совет Американского общества промышленных дизайнеров. Привносил творчество в развивающую промышленность художник более 40 лет. Историки утверждают, что Джон Вассос был пионером в области промышленного дизайна наряду с Норманом Бел Геддесом, Раймондом Ловеем и Элиотом Нойесом. Кроме того, Вассос был избран профессором Колумбийского университета, Института Пратта и Колледжа в Норволке, где прожил последние годы. В 1976 году, как президент Исторического общества Норволка, художник написал книгу об истории города к его двухсотлетнему юбилею.
В начале 1980-х годов Вассос стал болеть и почти ослеп. Художник скончался в конце 1985 года в своем доме в городке Норволк, на юго-западе штата Коннектикут в возрасте 87 лет. Он пережил своего старшего брата Александра Вассо, племянника Пола (Павла) Джонса и племянницу Элли Брол. Хоронили Джона его многолетние друзья Бен Френч и Марта Крюгер, согласно завещанию художника, развеяв его прах в поле.
ВВЕРХ
|