Написал статью: Opanasenko
Гэри Хилл: «Искусство за свою историю никогда не имело медийной специфичности»
В разных интервью Гэри Хилл по-разному отвечает на вопрос о том, чем он занимается в искусстве: иногда он говорит, что работает с языком, иногда — с медиа, иногда утверждает, что занимается скульптурой. Его объекты и инсталляции принято относить к видеоарту, хотя сам художник, будучи одним из его основоположников, парадоксально утверждает, что видеоартом никогда не занимался, часто добавляя, что этого жанра никогда не существовало. Марина Анциперова поговорила с Гэри Хиллом (его работу «Красный Желтый» можно увидеть на 6-й ежегодной выставке гибридного искусства Lexus Hybrid Art, проходящей до 2 августа в театре «Россия») о несамостоятельности видео, роли ЛСД в искусстве и философствующих художниках.
Гэри Хилл. Фото: courtesy Марина Рогозина
Марина Анциперова: В своей автобиографии вы пишите, в каком году катались на скейте и серфе, работали мойщиком посуды, о том, когда приняли первую дозу ЛСД, но при этом не указываете названия первых работ. Тем самым вы указываете на то, что события вашей жизни важны для понимания вашего искусства?
Гэри Хилл: Многое из этого происходило в моей жизни, когда я был совсем молодым, еще до того, как я серьезно занялся искусством. В своем роде это был базовый опыт, из которого оно и появилось. Когда я оборачиваюсь назад, мне это кажется более важным — но трудно быть уверенным наверняка.
Гэри Хилл. Психоделический эксперимент. 2010–2011
М.А.: В видео 2011 года «Психоделический эксперимент» (The Psychedelic Gedankenexperiment) вы назвали ЛСД «самым мощным и, как показало время, самым влиятельным произведением искусства за всю его историю». Можно ли сказать, что эта работа обращается к теме ретропостмодернизма, помноженного на новые технологии?
Г.Х.: Новые технологии в этой работе были не так важны. Важно другое: это псевдоманифест, в котором я утверждаю, будто психоактивный опыт — это «найденный перформанс», параллельный Дюшановскому реди-мейду, найденному объекту. Все мое выступление — перфоманс, я делаю это заявление как художник. Мой манифест может показаться забавным, но вместе с тем я выстраиваю базу из 15 доказательств, каждое из которых невозможно оспорить, и предлагаю зрителя задуматься над сказанным. С кураторской и критической точек зрения мое выступление может, конечно, показаться спекулятивным, но мою работу следует рассматривать именно как гипотетический эксперимент, который ставит своей задачей решить, в какой мере ЛСД является частью искусства.
Слева: Гэри Хилл. Inasmuch As It Is Already Taking Place. 1990. Вид 16-канальной видеоинсталляции со звуком. Справа: Гэри Хилл. Inasmuch As It Has Already Taken Place. 2014. Смешанная техника. Все фото: garyhill.com
М.А.: В прошлом году вы сделали реплику своей инсталляции 1990 года Inasmuch As It Is Already Taking Place. В оригинальном виде она включала в себя 16 телемониторов разных размеров, на которых можно было увидеть фрагменты мужского тела. В версии 2014 года их сменили похожие по форме и расположению пустые стеклянные вазы-экраны, и теперь это такое послесловие к старой работе. Это попытка отразить дух времени или вы подводите итог самому себе?
Г.Х.: Конечно же, в новой работе можно найти отпечаток старой, но я бы хотел подчеркнуть, что не стоит воспринимать инсталляцию 2014 года как буквальный повтор. Если работа 1990 года называется Inasmuch As It Is Already Taking Place, то вторая — Inasmuch As It Has Already Taken Place, даже в названии есть небольшая разница. Было бы неправильно думать, что я пытался заменить фрагменты тела объектами, этого тела теперь просто нет: вместо него остались свет, провода, электричество. Это мертвый дух работы или даже мертвая художественная работа. Знаете, когда мы пытаемся обсудить работу, не глядя от нее, это уводит нас от непосредственного опыта — я чувствую, будто в этом есть что-то неправильное, мы как будто теряем верный след.
М.А.: Это не единственное ваше обращение к собственным работам, у вас есть и долгие циклы, и оммажи своим же произведениям. Какие ощущения вызывают у вас ранние работы? Хочется ли их повторять или менять, используя технологии, появившиеся недавно?
Г.Х.: Я думаю, некоторые из моих ранних работ действительно неплохи, и особенно хорошо я это понимаю, когда смотрю на то, что происходит в искусстве сегодня. А с некоторыми мне бы не хотелось иметь ничего общего, но об этом мы говорить не будем.
ВВЕРХ
|