Написал статью: Opanasenko
Топ-20 выставок 6-й Московской биеннале
Из более ста выставок и событий 6-й Московской биеннале «Артгид» выбрал двадцать, которые ни в коем случае нельзя пропустить.
Коллаж: Екатерина Алленова/Вадим Семенов/Артгид
Основной проект биеннале: 22 сентября — 1 октября
Выставка-документация: 3 октября — 1 ноября
ВДНХ, павильон № 1
В этом году Московская биеннале современного искусства, которую курируют Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, изменила свою структуру: первая, «событийная» ее часть (с 22 сентября по 1 октября) посвящена мастер-классам, дискуссионной и перформативной программам (расписание вы можете найти здесь); а вторая — собственно экспозиционная — открывается 3 октября и представляет работы художников, созданные в ходе первой части — в том числе фото- и видеодокументации перформансов и дискуссий. Основной проект нынешней биеннале носит длинное название: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Среди его участников — не только художники (Флака Халити, Рана Хамаде, Фабрис Ибер, Ханна Липпард, Хо Цу Ньен, Антон Видокле, Петер Вехтлер, Цю Чжицзе, Амалия Ульман и другие), но и писатели (Мянь Мянь), и культурологи и экономисты (Саския Сассен, Том Макдонаф, Майя ван Лимпут, Янис Варуфакис). Всего более 70 гостей из разных стран мира предложат вниманию московской публики не готовые концепции, а актуальные вопросы: кто именно населяет современный город (в частности, такой мегаполис, как Москва) и весь евразийский континент в XXI веке? Возможны ли все же искренние добрососедские отношения между разными народами и культурами, да и просто между отдельными людьми? Существуют ли они — «общечеловеческие» ценности, о которых принято было говорить в советскую эпоху? И, наконец, могут ли каким-то образом воплотиться в жизнь идеалы прошлого столетия, увековеченные в памятниках советской эпохи, но вроде бы давно уже признанные утопическими? Последний вопрос может показаться наивным, но атмосфера реставрируемого комплекса ВДНХ, своеобразного «памятника будущему», невольно заставляет поверить, например, в возможность дружбы народов — не менее реальной, чем знаменитый фонтан с шестнадцатью позолоченными девичьими фигурами. Кто знает — может быть, такая дружба и вправду возможна, если «цементом» для нее станут не идеология и даже не экономические отношения, а искусство?
AES + F. Inverso Mundus: Инквизиция (трон). 2015. HD-стоп-кадр. © АЕС+Ф, 2015. Courtesy МАММ и галерея «Триумф»
AES + F. Inverso Mundus
9 сентября — 25 октября
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Жуткие и прекрасные (а также тщательно выстроенные и полные аллюзий на бесконечное множество произведений классического искусства) видеофрески художников группы AES + F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) давно уже являются визитной карточкой русского современного искусства в мире. Как и многие предыдущие работы АЕSов, их новая многоканальная видеоинсталляция Inverso Mundus, премьера которой состоялась на последней Венецианской биеннале современного искусства, отсылает к истории искусства и конкретно к лубочной гравюре средневековой Европы. Картинки жанра Inverso Mundus («Перевернутый мир») воплощали карнавальное торжество абсурда, когда все становится наоборот: свиньи на этих картинках потрошат мясников, нищий подает богачу, мужское и женское меняется местами, а рыбы летают по небу. Ну а излюбленный сюжет не менее распространенных нравоучительных ксилографий — разные возрасты человека. Эти два мотива, собственно, и объединены в новом проекте — правда, в новой работе излюбленного декадентами и коллекционерами квартета фигурируют современные узнаваемые «маски»: не мясники, монахи или короли, а бизнесмены, политики, бюрократы и другие «герои нашего времени» на разных этапах своей карьеры.
Петер Вайбель. Пространство языка. 1973. Фотография. © Петер Вайбель
петер_вайбель: technē_революция
11 сентября — 1 ноября
Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке
Петер Вайбель — немецкий художник, куратор и теоретик новых медиа известен российской публике прежде всего как куратор основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства — выставки «Переписывая миры» (2011). В 2015 году Вайбель вернулся в Москву, но уже в другой (и главной) своей ипостаси — художника, который прошел длинный путь от акционизма (Вайбель был первым в послевоенной Европе человеком-собакой) до новых технологий в искусстве, цифровой эстетики и «расширенного кино», в котором смешивались эстетика фильма и видеоарта. Ретроспектива Вайбеля в ММСИ знакомит зрителей как с его ранними работами (в том числе с документацией «собачьих» акций) и знаковыми медиаинсталляциями, вроде «Распятия идентичности» 1973 года, так и с произведениями последних лет.
Евгений Антуфьев. Без названия. 2014. Аппликация из высушенных растений. Коллекция автора. Фото: Евгений Антуфьев. Courtesy автор
Евгений Антуфьев. Бессмертие навсегда
15 сентября — 18 октября
Московский музей современного искусства на Петровке
Трансцендентальный тролль и enfant terrible русского искусства предлагает свою версию прочтения модного нынче в художественной среде русского космизма. Пронизанные «русским духом» (тут тебе и писатель Лев Толстой, и балерина Анна Павлова) вышивки, графические работы, фотографии и видео художника, а также апроприированные им объекты (вроде целой коллекции рисунков бабушки художника) складываются в мозаику нашей культурной памяти, где есть место и общенациональным утопическим мифам и личным семейным историям.
ВВЕРХ
|