Утром 20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге скончался художник Георгий Гурьянов, одна из самых заметных фигур «Новой Академии Изящных Искусств».
Георгий Гурьянов родился в Ленинграде в 1961 году. В самом конце 1970-х он познакомился с Тимуром Новиковым, и это знакомство во многом сформировало его как художника. Гурьянов вошел в созданную Новиковым группу «Новые художники», участвовал в первой выставке группы в 1982 году и практически всех последующих. Когда Новиков придумал неоакадемизм, Гурьянов вместе с ним перешел под новые знамена; в 1993 году он стал почетным профессором Новой Академии. Он был одним из немногих неоакадемистов, кто и после заката движения, и после смерти Тимура Новикова продолжал развивать неоакадемическую стилистику и пользоваться большим выставочным успехом.
У Гурьянова была и другая слава: он был плотно вовлечен в российскую рок-музыку, играл в группах «Автоматические удовлетворители», «Странные игры», «Народное ополчение», сотрудничал с «Новыми композиторами» и «Поп-механикой». Наиболее известен он как бессменный барабанщик группы «Кино».
Гурьянов был эстетом в высшем смысле этого слова. Он был предельно избирателен в общении, в выборе выставок, крайне щепетилен к себе и к людям, презирал медийную шумиху. Он давно и тяжело болел, но категорически отказывался говорить об этом с кем-либо, кроме самых близких людей. Когда месяц назад в интернете распространилась информация об ухудшении его состояния, сам Гурьянов был возмущен и требовал прекратить панику. До последнего он держался со своим фирменным отстраненным достоинством. Больше такого примера требовательности к себе у нас не будет.
Олеся Туркина, куратор, ведущий научный сотрудник Русского музея: «Георгий Гурьянов был в полном смысле слова последним героем: он воплотил весь романтизм по-настоящему революционной эпохи 1980-х, когда художники, несмотря на то, что в масштабе страны еще не было перемен, не было никакой перестройки, почувствовали себя свободными людьми, гражданами мира. Они совершили невозможное: показали, что дух дышит, где хочет, что нет условий, которые могли бы закрепостить человека.
Гурьянов был настоящей звездой. Я бы сказала, что он воплощал собою звездность — не в смысле “поп-звезды”, но как очень высокий идеал. Не случайно герои его искусства — люди возвышенные: летчики, революционные матросы, борцы, в общем, те, кто борется. Он был главным носителем эстетики возвышенного в наше невозвышенное время.
Георгий был необычайно строгим человеком — строгим в первую очередь к самому себе. Он выстраивал свой образ в тишине, был недостижим для масс-медиа. Стремился быть настолько высоко, что почти невозможно было к нему приблизиться. Не случайно он любил искусство античности, древнего Рима и советское искусство 1930-х — утопическое искусство, направленное на формирование идеала. Он оставался героем, и вместе с ним ушла и героическая эпоха».
По материалам: www.artguide.ru