|
Написал новость: Opanasenko
Фрида Кало против Тинтина на ярмарке BRAFA
В Брюсселе открылась 64-я ярмарка искусств BRAFA, в которой приняли участие 133 художественные галереи (из них 50 бельгийских и 44 французских). Среди 16 новичков — московская галерея «Эритаж», приехавшая покорять Брюссель советским декоративно-прикладным искусством довоенной и послевоенной эпох. Из столицы Бельгии — Мария Кравцова.
Экспозиция стенда галереи Sandro Morelli (Флоренция) cо скульптурой «Богоматерь с младенцем» (мастерская Лоренцо Гиберти, около 1430). Ярмарка BRAFA. 2019. Фото: Мария Кравцова
Стартуя в конце января, брюссельская BRAFA открывает мировой ярмарочный календарь. Основанная более 60 лет назад бельгийскими антикварами как локальный, можно сказать, «домашний» форум, эта универсальная ярмарка искусств сегодня словно в миниатюре воспроизводит весь спектр предложений мирового художественного рынка, продолжая в XXI век максиму легендарного французского коллекционера и одного из идеологов Музея на набережной Бранли Жака Кершажа о том, что «все произведения искусства рождаются свободными и равными». Под сводами выставочно-экспозиционного комплекса Tour & Taxis искусство Древнего Востока и Месопотамии (так, клинописная табличка со сведениями о продаже земли обойдется в €22 тыс.) встречает фетиши и маски Центральной Африки (обязательного загляните на стенд обаятельного галериста Дидье Класа, представившего коллекцию из 30 деревянных гребней по цене от €6 тыс. до €13 тыс. за штуку), шедевры старых мастеров соседствуют с произведениями современных авторов, а в мерцающей глубине венецианских зеркал растворяются старинная бронза и фарфор. Впрочем, BRAFA не только ярмарка, но и профессиональный форум, на который каждый год съезжаются обсуждать цеховые проблемы европейские антиквары, дилеры и эксперты (в этом году специальным гостем ярмарки стала Бельгийская королевская палата арт-дилеров — ROCAD — отметившая 100-летие со дня создания экспозиций шедевров, купленных при посредничестве ее членов знаменитыми музеями и частными собраниями).
Экспозиция стенда галереи Didier Claes (Брюссель) с африканскими деревянными гребнями — символами власти (от €6 тыс. до €13 тыс.). Ярмарка BRAFA. 2019. Фото: Мария Кравцова
Дилеры и галеристы не скрывают, что Брюссель — один из старейших мировых центров торговли искусством — прежде всего привлекает их своим очень трепетным отношением к коллекционерам (а бельгийцы не без основания считают себя нацией собирателей), которые стекаются сюда со всей Европы не в последнюю очередь благодаря более гуманной, чем в сопредельных странах, налоговой политике Королевства Бельгии. И нет ничего удивительного в том, что, в полном соответствии с логикой Маастрихтского договора, окончательно оформившего в 1992 году образование Евросоюза, руководство старейшей национальной антикварной ярмарки BRAFA в 1995 году пришло к идее радикального преобразования на тот момент локального форума в универсальную площадку, где пересекались бы интересы антикваров, галеристов и коллекционеров со всей Европы. Последнее десятилетие в истории BRAFA было не менее реформаторским. Директор ярмарки Харолд т’Кинт де Роденбеке и его команда поставили перед собой амбициозную цель — войти в плеяду ведущих европейских ярмарок (таких как TEFAF в Маастрихте и Биеннале антикваров в Париже), привлечь в Брюссель не только лидеров мирового антикварного рынка и современного искусства, но и новых состоятельных клиентов (не потеряв при этом и свою давно сложившуюся аудиторию — коллекционеров средней руки и декораторов, которые ежегодно приезжали в Брюссель в поисках интересных, но не баснословно дорогих предметов дизайна и произведений искусства).
Стенд галереи Sofie Van de Velde (Антверпен) с корсетом, расписанным Фридой Кало (€2 млн). Ярмарка BRAFA. 2019. Фото: Мария Кравцова
О том, что влияние BRAFA растет, говорит тот факт, что в ярмарке стремятся участвовать завсегдатаи других престижных ярмарок современного искусства и антиквариата, вроде швейцарской Art Basel, лондонской Frieze и главного антикварного мирового форума TEFAF в Маастрихте. В прошлом году в BRAFA впервые приняла участие галерея Барбары Глэдстоун — мастодонт мирового рынка современного искусства (о том, что Глэдстоун вполне оценила потенциал бельгийского рынка, говорит то, что ее галерея вернулась в Брюссель и в 2019 году). Среди дебютантов этого года — многолетние экспоненты TEFAF галерея Röbbig München из Мюнхена (специализируется на произведениях Мейсенской мануфактуры) и лондонская Bowman Sculpture, представляющая скульптуру XIX и XX столетий (и в том числе произведения Родена и Пикассо). Первому за много лет на 100% российскому участнику BRAFA тоже есть чем гордиться. Галерея Кристины Краснянской «Эритаж» (дизайн и декоративно-прикладное искусство советской эпохи) представляет нашу страну на таких престижных ярмарках, как Design Miami/Basel. Зашедшие несколько лет назад на «мягких лапах» на бельгийский рынок британцы из галереи Stern Pissarro (высокий модернизм и современное искусство) сначала действовали осторожно, привозя в Брюссель работы небольшого и среднего формата, чья цена не превышала €500 тыс. В этом году хитом ярмарки стала выставленная на их стенде работа бельгийского классика XX века Поля Дельво за €2,9 млн.
Конкреция (gogotte). Олигоцен. 30 миллионов лет до нашей эры. Найден в Фонтенбло, Франция. €55 тыс. Галерея ArtAncient, Лондон
Как и многие ярмарки, BRAFA подвержена влиянию моды (вернее, рыночным трендам, которые в мгновение ока, как правило, вслед за большой ретроспективной выставкой или участием художника в крупном международном форуме, капитализируют его наследие или работы). На стендах BRAFA по традиции много бельгийских авторов (от Джеймса Энсора, который в этом году был представлен по большей части графикой, до малоизвестного в России представителя бельгийского экспрессионизма Константа Пермеке), но много и тех, кого в принципе любит публика, — французских и немецких модернистов. Еще обильнее, чем в прошлом году, на стендах ярмарки представлены работы участника итальянского арте повера Алигьеро Боэтти, много позднего Шагала (куда ж без него), Бернара Бюффе и Сержа Полякова. Не поскупились галеристы и на работы Пьера Алешинского, 90-летие которого в 2017 году было отмечено серией ретроспективных выставок по всему миру. Но гораздо интереснее (и выгоднее) для коллекционера не следовать уже сложившимся трендам, а пытаться нащупать «новые», в ярмарочной пестроте высмотреть работы художников, которых галеристы сначала с осторожностью, но с каждым годом все более и более уверенно предлагают рынку. В этом году такими стали Ники де Сен-Фалль, представленная в основном своими самыми узнаваемыми работами из серии «Нана» (в среднем €135 тыс.) и одним настоящим раритетом — белым ассамбляжем Graziella начала 1960-х (цена €147 тыс.) — на стенде швейцарской галереи Simon Studer Art. Лондонская Willow Gallery показала мастера модернистского урбанистического пейзажа Лоуренса Лоури (его маленькое полотно под названием «Дом» было оценено в €250 тыс.), а парижский дилер Galerie des Modernes — кубинского модерниста Вильфредо Лама, вновь открытого несколько лет назад благодаря ретроспективам в Центре Помпиду и Тейт Модерн (за небольшой двойной эскиз Лама просили €69 тыс., ссылаясь на то, что одна из частей рисунка потом легла в основу известного полотна кубинца из коллекции Музея Гуггенхайма).
Впрочем, BRAFA славится не только своими модернистами. На этой ярмарке природа соревнуется с искусством и нередко выигрывает. Так, сразу две галереи — британская ArtAncient и Theatrum Mundi из Ареццо — выставили природные конкреции (gogotte) — образования из песчаника, причудливые формы которых не случайно напоминают модернистскую скульптуру (известно, что конкрециями восхищался скульптор Жан Арп). Стоит это чудо природы вполне сравнимо с творениями их поклонников-модернистов — от €55 тыс. до €84 тыс. за штуку (на две конкреции можно было бы выменять крошечную скульптуру Пабло Пикассо «Сидящая женщина», которую галерея Bowman Sculpture оценила в €135 тыс.)
Джакомо Балла. Дизайн абажура для лампы. Около 1925. Картон, темпера. Rosenberg & Co. Gallery, Нью-Йорк
В этом году к галерее Барбары Глэдстоун, которая стала американским пионером современной BRAFA, присоединилась представляющая искусство модернистов нью-йоркская галерея Rosenberg & Co (на ее стенде стоит обратить внимание на графический эскиз абажура для лампы итальянского футуриста Джакомо Баллы). Впрочем, многие европейские галереи представляют интересы американских коллекционеров, которые с надеждой поглядывают в сторону растущего европейского рынка. Так, например, антверпенская галерея Sofie Van de Velde представила, вероятно, один из самых необычных и редких экспонатов BRAFA — расписной корсет мексиканской художницы Фриды Кало. Владелец раритета — давно обосновавшийся в Майями бельгиец — готов расстаться с ним всего за каких-то €2 млн, но галеристы предупреждают, что нового обладателя сокровища они будут выбирать более чем пристрастно (в идеале предпочтут музейное собрание частной коллекции). Остается добавить, что работы Кало крайне редко появляются на рынке: аукционный рекорд принадлежит небольшому полотну 1939 года «Обнаженные в лесу», проданному в мае 2016 года на аукционе Christie’s за $8 млн. За те же €2 млн без всякого кастинга на стенде галереи Belgian Fine Comic Strip можно приобрести сет из трех рисунков Эрже с изображением мальчика-авантюриста Тинтина — героя популярных во франкоязычной Европе комиксов (для сравнения, за стрип еще одного культового комиксиста американца Роберта Крамба на стенде галереи Albert Baronian хотели всего €2,5 тыс.). На 900 тысяч дороже, чем Тинтин и Фрида Кало, обойдется «Балкон» Поля Дельво на стенде лондонской галереи Stern Pissarro. Впрочем, из привезенных в Брюссель англичанами работ можно составить целую музейного уровня коллекцию, потратив всего треть суммы от предложенного «Балкона»: «Портрет мадам Ван дер Велде» (с собачкой) Кеса ван Донгена обойдется в €350 тыс., «Цветочный натюрморт» Леопольда Сюрважа — в €250 тыс., стильные «Брат и сестра» Моисея Кислинга — в €192 тыс., прелестный небольшой натюрморт Мари Лорансен — в €24 тыс.
Стенд галереи Schifferli (Женева) с работой Гилберта и Джорджа «Безумец» (€600 тыс.). Ярмарка BRAFA. 2019. Фото: Fabrice Debatty
Ярмарку BRAFA часто называют «эклектичной», имея в виду, что под сводами брюссельского выставочного зала Tour & Taxis перемешаны все виды искусств, эпохи и галереи всех известных форматов — от тех, кто торгует доисторическими артефактами и разного рода природными «диковинами» (вроде лондонских Finch & Co и ArtAncient), до операторов современного искусства. Впрочем, в последние годы эклектика стала визитной карточкой многих галерей, на стендах которых зачастую в самых необычных сочетаниях представлено искусство старое и современное. Два года назад владелица специализирующейся на искусстве средневековой Европы и Византии галереи De Backker Medieval Art Тине де Баккер, выставившая скульптуру романской эпохи на фоне строгих геометрический абстракций японца Хироcи Харады, объясняла столь неожиданное соседство тем, что хочет продемонстрировать потенциальным покупателям, насколько выигрышно в современном интерьере могут смотреться произведения средневекового искусства. Видимо, стратегия себя оправдала, и в этом году галерея представила сразу трех мастеров современной абстракции — скульптора Оливье де Ку (1968–2018) и живописцев Рене Роша (1932–1992) и Хироcи Хараду. Более того, по пути де Беккер пошли и другие антиквары. Так, почтенная галерея Costermans (основана в 1893 году, специализируется на искусстве XVI–XVIII веков), штаб-квартира которой располагается в самом сердце бельгийского антикварного мира — брюссельском квартале Саблон, на фоне живописи и изысканной мебели XVII столетия инсталлировала скульптуру из черного мрамора Яна Фабра с неблагозвучно звучащим по-русски названием «Мозг с ангельскими крыльями».
Несмотря на то, что с каждым годом современного искусства становится все больше, директор ярмарки Харолд т’Кинт де Роденбеке признается, что BRAFA не собирается еще больше контемпорализироваться и тем более вступать в конкурентную борьбу с ведущими европейскими ярмарками современного искусства (одна из них, Art Brussels, откроет свои двери в столице Бельгии 25 апреля этого года). Современное искусство на BRAFA, по словам т’Кинта де Роденбеке, существует как рефлексия и контраст по отношению к искусству классическому и, конечно же, делает ярмарку более привлекательной для молодежной аудитории. Возможно, это справедливо, хотя такая популярность современного искусства в «стране антикваров» в коммерческой ярмарочной парадигме говорит и о том, что современное искусство не только продается, но и продает.
Историческая справка
BRAFA (Brussels Art Fair, Брюссельская ярмарка искусств) была основана в 1956 году президентом бельгийской Палаты антикваров Харлесом ван Хове и его соратницей Мами Ваутерс, которые по образцу салонов в лондонском Гровенор-Хаусе и делфтском Принсенхофе решили создать в Брюсселе ярмарку, объединяющую избранных представителей бельгийского антикварного мира. В 1995 году BRAFA была радикально преобразована ее тогдашним президентом Христианом де Брёйном, который пролоббировал решение открыть двери ярмарки для дилеров из других стран Европы. Очевидно, что делалось это не без оглядки на успехи швейцарской Art Basel и TEFAF в Маастрихте, которые с самого начала позиционировали себя как места встречи галеристов и коллекционеров со всего мира. Усилиями де Брёйна из локального и сравнительно камерного мероприятия (от 30 до 40 стендов) Brussels Art Fair превратилась в международную ярмарку универсального формата. Кроме того, на BRAFA, как и TEFAF, работает состоящий из 80 экспертов со всего мира веттинг-комитет (от англ. to vet — «проверять», «исследовать»), который за два дня до открытия ярмарки начинает инспектировать стенды галерей и при необходимости проводит повторную экспертизу представленных работ. BRAFA не чужда современным ярмарочным трендам и сегодня включает в свою программу лекции и мастер-классы, также каждый год во время работы ярмарки показывают специальный проект приглашенного художника: в этом году в этой роли выступил британский дуэт Гилберта и Джорджа со своей новой серией «Бородатые картины» (естественно, галеристы не могли упустить такой шанс и в изобилии представили на своих стендах работы прославленного тандема в ценовом диапазоне от €150 тыс. до €600 тыс.).
ВВЕРХ
|