Выставка антиквариата и изобразительного искусства в Центре изящных искусств на Волхонке посвящена фламандцам
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
В Центре изящных искусств на Волхонке (практически в цоколе храма Христа Спасителя, но вне всякой связи с ним) открыли выставку живописи старых мастеров — Russian Antiques and Fine Arts Fair. Ее посвятили творчеству семьи Брейгелей и искусству великих фламандцев XVII века.
В залах центра бильярд Карла II соседствует с современными стеклянными стенами, а классическая живопись Европы — с русской коллекцией.
Наиболее заметным экспонатом стала одна из вариаций картины Питера Пауля Рубенса «Сатир, держащий корзину с виноградом, и нимфа».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
— Это работа из мастерской Рубенса: она исполнена при участии учеников и зафиксирована в посмертной описи имущества Рубенса. Главный вариант находится в княжеской галерее Лихтенштейн в Вене. Хотелось бы видеть в изображении винограда руку знаменитого Франса Снайдерса, часто делавшего для Рубенса натюрморты, но никаких доказательств этому нет, — сказал «Известиям» заведующий отделом старых мастеров ГМИИ имени Пушкина Вадим Садков.
Зато на выставке имеется «Натюрморт с убитой дичью и корзиной винограда», несомненно принадлежащий самому Снайдерсу.
Картина «Сельская свадьба» Питера Брейгеля Младшего создана под влиянием картины отца художника — Питера Брейгеля Старшего. Художники-фламандцы интересовались сюжетами сельской повседневной жизни. Искусствоведы считают, что работы сына ближе к реальному сельскому быту и, в отличие от работ отца, лишены моралистического посыла.
Другая заметная работа младшего Брейгеля — «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц»: очень узнаваемый «брейгелевский» мир с заснеженными холмами и маленькими фигурками живущих своей жизнью сельчан.
Предоставлено пресс-службой Russian Antiques and Fine Arts Fair
— Пейзаж Брейгеля имеет контекстную составляющую: говорит о скрытой опасности, которой человек не чувствует. Вот конькобежцы катаются по тонкому льду и не замечают, что один из них уже провалился в полынью. А вот птицы беспечно собираются у ловушки и клюют крошки, в то время как охотник уже готов дернуть за веревочку и поймать их, — сказал «Известиям» куратор выставки Алексей Волобаев.
«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — одна из наиболее популярных работ позднего периода творчества Питера Брейгеля Старшего. Сегодня известно 127 ее копий, и 45 из них принадлежат кисти Брейгеля Младшего, сына художника. Одна из них находится в Лувре, другая — в Эрмитаже, третья — в ГМИИ имени Пушкина, и одна приехала на выставку на Волхонку.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
Всего на выставке будет представлено порядка 40 работ фламандских мастеров XV–XVII веков, в том числе работа Франца Хальса и две работы Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).
Russian Antiques and Fine Arts Fair проходит второй раз: в 2012 году в Москву привозили 50 полотен и 10 скульптур, в том числе работы Пабло Пикассо и Модильяни. Выставка не считается предаукционной и об эстимейте (предварительной стоимости работ) не сообщается, однако основная цель события, по признанию организаторов, — привлечение внимания профессионалов и развитие «кластера коллекционеров». Об ориентации на участников антикварного и художественного рынка говорит и «непопулярная» цена билета в Центр изящных искусств — 500 рублей.
Выставка открыта до 28 апреля.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
По материалам: http://izvestia.ru