Написал новость: Opanasenko
Серпуховские старообрядцы гостят в Третьяковской галерее
Выставка православных древностей демонстрирует уникальные варианты икон и портреты старцев старообрядческой Выговской пустыни
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
В Третьяковской галерее открыли выставку «Православные древности Серпуховского края». Не выезжая из столицы, можно познакомиться с частью наследия старообрядцев, живших хоть и недалеко от Москвы, но таивших свои традиции и искусство от посторонних.
В экспозиции — иконы XV–XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства (например, резные кресты), портреты, рукописные и печатные книги.
Выставка называется «православной», но посвящена главным образом старообрядческой культуре. Основой коллекции древнерусского искусства Серпуховского историко-художественного музея и выставки в Третьяковке стало национализированное в 1918 году собрание серпуховской фабрикантши Анны Мараевой. Она принадлежала к Федосеевскому поморскому согласию старообрядцев и целенаправленно собирала образцы «древлего благочестия». При ее доме и на ее средства был построен старообрядческий Покровский храм — без алтаря, поскольку федосеевцы были «беспоповцами» и таинств не признавали. Зато Покровский храм наполнили иконами древнего письма, выкупленными и выменянными из церквей «никониан» по всей округе. Часть этих памятников попала на выставку в Москву.
— На старообрядческих иконах много интересных деталей, их увлекательно рассматривать. Они во многом фольклорные, с апокрифическими особенностями при сохранении общего канона, — сказала на открытии выставки заместитель директора ГТГ по научной работе Лидия Иовлева.
Материал на выставке сколь увлекателен, столь и сложен для неподготовленного зрителя. Понимая это, искусствоведы подготовили расширенные пояснения к иконам. Иногда излагается сюжет, иногда описывается судьба памятника: например, икону могли перенести на новую основу или частично записать. Одну из икон после предвыставочного исследования пришлось «передатировать»: доска — XVII века, а живопись — XIX. Иногда к части готовой иконы приклеивали новую доску и дописывали новый сюжет.
Успение Богоматери фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексанра Сопова
— Например, старообрядческий художник взял сень от Царских врат с летящими ангелами, вставил в отверстие сени полукруглую доску и написал на ней Успение Божией Матери с сохранением древнерусских традиций, но несколько менее профессионально, — рассказал «Известиям» заведующий отделом древнерусского искусства Серпуховского музея и автор каталога выставки Иван Волков. — На иконах старообрядцев нет подражания западным традициям, живописи Возрождения или барокко.
Среди интересных памятников — икона «Спас в силах» авторства Михайло Козьмина. Его произведения сохранились в храмах и частных коллекциях старообрядцев. Письмо чрезвычайно тонкое: в кисточке мастера было всего несколько волосков; краски яркие, с холодноватым оттенком и, по словам Ивана Волкова, в работе чувствуется влияние ампира.
Спас в силах фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексанра Сопова
Уникальный экспонат — «Киево-Печерская Божия Матерь». Обычно на таких иконах Богородица стоит в центре, а основатели Киево-Печерской лавры Антоний и Феодосий — по бокам и несколько ниже нее. На серпуховском памятнике оба преподобных оказались сбоку, они преклоняются перед Божьей Матерью, и одному из них Христос передает четки.
Богоматерь Печерская фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексанра Сопова
— Автор иконы, похоже, видел какую-либо западную композицию — икону или гравюру, — считает Иван Волков. — Икона интересна еще и тем, что это самый ранний датированный серпуховской памятник — 1688 год, автор — иеродиакон Сергий из Высоцкого монастыря, который написал икону как вклад на помин душ своих родителей в одну из посадских церквей.
Самая древняя из выставленных икон — святитель Николай Чудотворец с житием конца XV века — образец новгородской школы. Есть памятники псковского, ярославского письма, произведения иконописцев Палеха и Мстеры XVIII–XIX веков. На ярославской «Толгской Божией Матери» изображена река Толга — обычно на иконах ее нет; на «Входе Господнем в Иерусалим» Христа встречают не с пальмовыми ветвями, как в Евангелии, а с вербочками, знакомыми иконописцам в средней полосе России.
Целая стена отведена под портретную галерею 13-ти настоятелей и учителей Выго-Лексинского общежития. Портреты созданы в первой четверти XIX столетия мастерами старообрядческой Выговской пустыни, где были книжные и иконописные мастерские. Такие портреты почитаемых старцев были популярны среди староверов-беспоповцев, они украшали моленные и жилые дома.
Выставка открыта до 28 июля в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке.
По материалам: http://izvestia.ru
ВВЕРХ
|