Написал новость: Opanasenko
В московском Манеже Одиссей четырежды вернулся на Итаку
Возвращение скитальца к верной Пенелопе запечатлели Шагал, Матисс, Массон и Эрни
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александра Сопова
В Манеже открыли выставку «Путешествие Одиссея»: можно сравнить, как гомеровскую поэму проиллюстрировали в своих «книгах художника» известные в России Марк Шагал и Анри Матисс и практически незнакомые отечественному зрителю сюрреалист Андре Массон и швейцарский классик Ханс Эрни.
Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Все выставленные книги созданы с 1935 по 1978 год. На выставке звучит текст Гомера на русском и греческом языках, также можно прочесть пересказ сюжета Михаила Гаспарова на русском и английском. То есть гарантирован плотный «микс» текста и визуального ряда, как и в самой «книге художника».
— Была задача взять один из важнейших, сакральных для мировой культуры текстов, — пояснила «Известиям» арт-директор «Манежа» Марина Лошак.
— Ничто так подробно не изучается в европейских школах, как «Одиссея» Гомера. Видимо, считается, что из этой книги можно научиться всему и многое понять, — согласился с г-жой Лошак коллекционер Георгий Генс.
Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Великие художники прочитали поэму по-разному, всего на выставке оказалось около сотни листов. Но никто не копировал греческую вазопись, сохранив индивидуальность и в стилистике, и в выборе сюжетов. Дань античной традиции изображения богов и героев отдал только Ханс Эрни.
Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Александра Сопова/ИЗВЕСТИЯ
Много посетителей у листов Шагала, который сделал красочный цикл литографий. На форзаце — автопортрет кучерявого художника с палитрой. «Одиссей под видом нищего» или «Жертвоприношение Афине» превращаются здесь в жанровые сценки из жизни простых людей начала ХХ века.
— Эти листы очень напоминают Витебск времен Шагала: кажется, замени Парфенон на церквушки — и будет местечко с других его работ. Те же птички, петухи, — сказал «Известиям» коллекционер Борис Фридман. — Андре Массон, основоположник сюрреализма, показал, что классические образы вполне можно представить в сюрреалистической манере. История цикла Анри Матисса интересна тем, что он иллюстрировал не «Одиссею», а «Улисса» Джойса, но все шесть сюжетов взяты из гомеровского текста. После сравнения четырех циклов хочется взять в руки текст. У каждого художника есть, например, встреча Одиссея и Пенелопы, и эти листы совершенно непохожи. Даже если у вас были стереотипы, они разрушатся.
Выставка открыта до 26 июня.
По материалам: http://izvestia.ru
ВВЕРХ
|