Написал новость: Opanasenko
Художники Гонконга борются за сохранение работ Цанг Цу-чо
Самозваный «Король Коулуна», Цанг Цу-чо – самый знаменитый художник Гонконга. Его граффити не так давно заполняли весь огромный город, каждый клочок публичного пространства, рассказывая диковинные истории о том, почему это пространство принадлежит художнику.
Он жил в нищете, но стал местным героем и художником с мировой известностью. Цанг Цу-чо создал около 55 000 уличных работ за пять десятилетий, на любых поверхностях – от почтовых ящиков до эстакад. Но шесть лет спустя после его смерти в 2007 году (в возрасте 85 лет) лишь четыре его работы остались на своих местах – остальные исчезли из-за реконструкций зданий, либо их закрасили местные власти.
Арт-сообщество Гонконга борется за сохранение его оставшихся работ. «Работы Короля принадлежат улицам, но многие уже были уничтожены», - говорит фотограф Саймон Го, друг Цанга и глава организации Hulu Culture, которая занимается сохранением памяток культуры. «Сохранение оставшихся работ на их местах – единственный шанс сохранить его наследие. Но власти хотят чистого города, где все районы выглядят одинаково». Правительство Гонконга часто подвергается критике за его пассивность в делах культуры. Лау Кин Ваи, арт-критик и друг художника, говорит, что он уже пытался обратиться к властям по поводу работ Цанга, но безуспешно.
Цанг приехал в Гонконг из провинции Гуандун ещё подростком и начал писать граффити в середине 1950-х годов. Он верил в то, что его предки некогда управляли районом города Коулун, и в своих работах постоянно предъявлял претензии на трон, изображая своё генеалогическое древо и выступая против колониальных властей. Он работал мусорщиком, пока в старости не сломал обе ноги, после чего ему пришлось рисовать на костылях.
Король стал героем Гонконга, когда город был передан Великобританией Китаю в 1997 году. «Люди Гонконга долгое время искали знаки своей локальной идентичности», - говорит Дэвид Кларк, профессор кафедры искусств университета Гонконга. «То, что граффити Цанга стали исчезать – свидетельство исчезновения старого Гонконга, утраты чего-то». Первая выставка Цанга прошла в 1997 году; в том же году дизайнер Уильям Танг использовал его граффити для коллекции платьев – внезапно к Королю Коулуна пришла популярность. Его работы были включены в программу Венецианской биеннале; поздние произведения, написанные на бумаге, дереве, других мобильных объектах, раскупили коллекционеры.
Но оригинальное уличное искусство Короля находится под угрозой исчезновения. Лау Кин Ваи считает, что очень важно сохранить его граффити именно на улицах – ведь так они оказываются в правильном контексте, там, где и должны были оказаться по замыслу художника. Две оставшихся работы (на колонне и на фонарном столбе) недавно были защищены пластиковыми щитами, но другие две защитить не получится – они написаны на частной собственности. Но Король Коулуна продолжает вдохновлять людей – скоро выйдет первая посвящённая ему монография «Король Коулуна: искусство Цанг Цу-чи»; молодые граффитчики нового поколения говорят, что Цанг был пионером гонконгского граффити и открыто признают его влияние на их творчество.
По материалам artdaily.org
ВВЕРХ
|