Написал новость: Opanasenko
В гостях у зимней сказки
Злая нынче зима в Швейцарии. До колымской стужи, слава Богу, не дотягивает, но местный рекорд 1963 года она безусловно побила. Кое-где в стране градусник зашкаливал до -35°С. Однако поклонникам изящного следует оставаться оптимистами и радоваться жизни. Попытаться разглядеть в зиме сказку.
От Ренессанса до кубизма – такой спектр живописи, скульптуры и прикладного искусства представила «Зимняя сказка». Сама же выставка явилась результатом трехлетней совместной подготовительной работы цюрихского Музея искусств и Исторического музея Вены, отобравших для показа работы как из своих собраний, так и из собраний Лувра, Лондонской Национальной галереи, нью-йоркского Метрополитена, Государственного музея Амстердама и частных коллекций.
Готовы к путешествию в зимнюю сказку? Фантазия отправит вас в залы Kunsthaus на санях. Золотые зимние повозки австрийской императрицы Марии Терезии, самые дорогие сани в мире – контрапункт экспозиции, именно они создают эффект присутствия сказки. Такими санями не побрезговала бы и сама Снежная Королева.
Великие Мастера прошлого показывают разные зимние сказки: романтические, идиллические, бытовые. И страшные тоже. Бурлескные сцены в ледовом раю Голландии и жаркие любовные сцены у натопленного камелька, укутанные в меха куртизанки и дрожащие от холода крестьянские дети, карнавал с чревоугодием и постные блюда, зимнее солнце и мрачные сугробы – никакое другое время года не дает художнику столько ярких впечатлений во всех областях прикладного искусства, живописи и скульптуры.
Пьер Максимилиан Делафонтен «Конькобежец» (1798)
Пример сказки бытовой – картина Питера Брейгеля-младшего «Пьяницы» (1616). Из кабака женщины выталкивают своих непутевых мужей освежиться на морозе. Реакции мужчин разные: кто-то вырывается, чтобы закончить драку с собутыльником, кого-то колотит супруга, кто-то покорно бредет домой спать. Художник не симпатизирует пьяницам, но и не осуждает их. Волокущий хворост «трудоголик» на льду замерзшего канала выглядит гораздо печальнее веселящихся пьянчуг.
Жан-Луи Давид представляет сказку романтическую. К конному портрету молодого Наполеона (1801) на фоне заснеженных Альп абсолютно применима формула предромантизма – Буря и Натиск! Природная стихия и человеческая воля здесь гармонично слиты воедино. Талант Давида позволил ему избежать в парадном портрете театрального пафоса и верноподданической фальши. Опасный это жанр – парадный портрет, испортивший репутации многих не столь одаренных коллег великого француза.
Картина бельгийца Шарля де Гру «Порция кофе» (1857) показывает группу бедняков, греющихся у бачка с бесплатным кофе. Краски картины серые, безысходные, как сама бедняцкая жизнь. Де Гру относят к критическим реалистам (пример в литературе – Эмиль Золя). Сейчас такой жанр назвали бы чернухой. Мы же определим его как страшную сказку.
Казимир Малевич «Утро в деревне после пурги» (1912)
Зимние мотивы были очень популярны в искусстве Северного Возрождения. Затем зима надолго выходит из моды, и лишь в конце 18-го века романтики вновь возрождают интерес к ней и к зимним цветовым нюансам. Наряду с крупномасштабными полотнами, изображающими застрявшую в снегах наполеоновскую армию, мы увидим впечатляющие пейзажи замерзшего Ниагарского водопада, роскошные натюрморты и радости конькобежцев. «Конькобежец» (1798) Пьера Максимилиана Делафонтена совсем не случайно является лицом выставки «Wintermärchen» на рекламных афишах. Делафонтен всю жизнь работал в редком жанре портрета на льду: все его герои либо позировали художнику на коньках, либо просто раскатывали на них по катку. Герой Делафонтена словно перенесся из 18-го века в современность, на какие-нибудь показательные выступления по фигурному катанию, где его полушубок и цилиндр на голове выглядели бы абсолютно уместно.
Директор Kunsthaus Криштоф Бекер и куратор выставки Рональд де Лееув, раздвигая границы стран и жанров, предлагают широкий выбор из более чем 120 артефактов, созданных между 1450 и 1920-ми годами прошлого тысячелетия в Западной Европе. Это и голландская пейзажная живопись, и французский импрессионизм, и сцены зимних праздников, обычаев, и натюрморты. Портреты и интерьеры расскажут зрителю много о зимней моде прошлого и о средствах, с помощью которых люди защищались от холода и влажности.
Экспозиция картин «Wintermärchen» дополнена ценными объектами: огромными гобеленами, настоящими санями с впряженными лошадьми в натуральный рост, кубками, форфоровыми скульптурами. Все это великолепие создано анонимными работягами лучших мануфактур Европы для радостей заказчиков.
Сани Марии Терезии (© Caroline Minjolle)
Несколько особняком висит картина русского художника Казимира Малевича «Утро в деревне после пурги» (1912). Малевич – культовая фигура мирового авангарда, вырос в крестьянской семье. Зная очень хорошо русскую зиму в деревне, он, однако, изображает ее не реалистически, а средствами футуризма и кубизма. От кубизма здесь - фигуры людей, дома и зимний пейзаж, приведенные мастером в простые плоскостные формы. Но движение и ритм в картине, например, в массах снега на деревенской дороге футуристичны.
Проект «Wintermärchen» возвращает нас в волшебный мир детства. Мир Рождества и новогодней елки. Мир Снежной Королевы, Герды и Кая. Мир Оливера Твиста и старого Скруджа. Все эти герои из полузабытых книжек незримо сопровождают нас по залам выставки. И в этом магия и смысл Зимней Сказки!
Выставка «Wintermärchen» проходит с 10 февраля по 29 апреля 2012 г. по адресу:
Kunsthaus Zürich, Heimplatz 1, CH-8001 Zürich
Тел: +41 (0) 44 253 84 84
www.kunsthaus.ch
ВВЕРХ
|