Написал новость: Opanasenko
Все от Тьеполо до Дега в Лозанне
Нашим читателям хорошо знаком расположившийся посреди чудесного парка музей-особняк Fondation de l`Hermitage. Отсюда открывается прекрасный вид на Лозанну и Женевское озеро, но главное украшение парка, конечно, сам музей. Здание построено в середине ХIХ века по плану архитектора Луи Венгера и изначально принадлежало лозаннскому банкиру Шарлю-Жюсту Бюньону. В 1976 году потомки банкира передали дом в дар городу, а уже в 1984 году здесь прошла первая выставка, посвященная импрессионистам. С тех пор работы Сислея и Дега занимают особое положение в коллекции музея.
Новая выставка не стремится широко отразить развитие европейской живописи за двухсотлетний период. При таких небольших размерах музея эта задача практически невыполнима, но и не в этом была цель организаторов. «Мы приглашаем вас познакомиться не только со знаменитыми работами Дега, но и впервые встретить их швейцарских современников, которые работали в Лозанне, изображая окрестности родного города», - рассказала нам директор музея Сильви Вюрман.
Организующим стержнем выставки является время: картины расположены в хронологическом порядке и посетители могут путешествовать из одной эпохи в другую, поднимаясь все выше и выше по винтовой лестнице. Но уже на первом этаже можно обратить внимание на объединяющие мотивы: сюжетно большая часть из них связана с Венецией. В зале художников Тьеполо, начать с которого нас приглашает название выставки, представлены рисунки коричневыми чернилами, тушью и карандашом работы трех венецианских мастеров из одной семьи: Джанбаттиста и двух его сыновей – Доменико и Лоренцо. Отец стал главным учителем для своих детей, которые не только сравнялись с ним в мастерстве, но и смогли развить его искусство. Джанбаттиста Тьеполо (1696-1770) часто изображал исторические и религиозные сюжеты, в то время как его старший сын Доменико (1727-1804) с тонкой иронией взялся за бытовые сцены из жизни венецианцев. Интересен своей наивностью и озорной улыбкой его Пульчинелла, один из персонажей комедии дель арте. Лоренцо (1736-1776), самого младшего в семье, отличает внимание к фигурам мыслителей и философов, которых он изображает погруженными в свои мысли, но при этом получившиеся образы поражают своей легкостью и даже некоторой воздушностью.
Франсуа Босьон. Семья на озере. 1871 (© Claude Bornand)
Легкость присутствует и на полотнах лозаннского художника девятнадцатого века Франсуа Босьона (1828-1890), чье творчество во многом связано с импрессионизмом. В родном городе он много и успешно писал виды Женевского озера: изображение отражающей поверхности воды может напомнить ранние работы Уильяма Тернера, который, по словам предыдущего директора музея Жюлиан Косандье, сидя на этом самом холме, где сейчас расположен музей, писал виды все того же озера. Особого внимания заслуживает серия из трех картин Босьона «Прогулка на закате» (1873), где художник изображает семью на прогулке по озеру в вечерние часы. Эти работы сразу вызывают в памяти стоги сена или здание английского парламента Моне в разное время суток. Тонкая игра света в переливах водной ряби передает удивительные оттенки предзакатного настроения. А в соседнем зале сельские пейзажи Сислея, всю жизнь верного импрессионизму, передают схваченные впечатления солнечных летних дней загородом.
Легкость жеста и воздушность балетных пачек ждут нас на втором этаже в зале «живописца танцовщиц» Эдгара Дега: здесь находится главное сокровище музея - собрание пастелей французского художника-импрессиониста. Излюбленная техника Дега позволяла ему ярко и живо передавать грациозность балерин в движении, изящество арабесок, удивительные балетные па. Его «танцовщицы» разъехались по всему миру: их можно встретить и в музее Орсе, и в пушкинском музее в Москве, и еще в нескольких крупных музеях. Но каждая встреча с ними – это редкое удовольствие и особый подарок.
Рене Магритт. Терапевт. (© ProLitteris)
Еще один швейцарский художник Феликс Валлотон, один из представителей группы Наби, хорошо известен во всем мире, и не станет открытием для любителей живописи. Его картины эмоционально и сюжетно контрастируют с работами Дега. На портрете женщины, выполненном в 1922 году, мы видим прикрывающую себя шалью женщину с сигаретой, которая с вызовом смотрит на зрителя.
Еще выше, не третьем этаже, вас встретят "Устрицы" Жоржа Брака и работы его швейцарских современников. А теперь после того, как мы поднялись к вершинам работ импрессионистов и постимпрессионистов, можно спуститься по той же лестнице на самый нижний этаж, где расположились работы гения сюрреализма Рене Магритта, среди которых «Терапевт» (1937), «Самозарождение» (1936), «Вид на Боси» (1966) и несколько рисунков тушью. Пусть вас не удивляет, что в соседнем зале выставлены портреты и натюрморты Сюзанны Валадон (1865-1938), которая рано попала под влияние Дега и Тулуз-Лотрека. В отличие от своих учителей она подолгу работала над созданием своих полотен. Известна она не только как выдающаяся художница, равная по силе и значению Берте Моризо, но и как мать Мориса Утрилло.
Лоренцо Тьеполо. Философ. ок.1770 (© Pierre Bohrer)
Легкость, нежность и воздушность - основные мотивы выставки, которая, на первый взгляд, объединяет не связанные друг с другом работы, но позволяет посетителю самому создавать связи между картинами, сюжетами, образами и мотивами. Но прежде, чем вы окунетесь в эту атмосферу, обратите внимание на само здание, которое также является произведением искусства.
По материалам: www.hallart.ru/art-world
ВВЕРХ
|