Реставраторы, работавшие над полотном «Один: номер 31» (One: Number 31, 1950) Джексона Поллока из собрания нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), обнаружили на нем постороннее изображение, которое никто не замечал ранее в течение многих десятилетий. Об этом пишет The New York Times.
Специалисты, взявшиеся за реставрацию в июле 2012 года, обнаружили на знаменитой абстракции фрагменты, созданные не в знаменитой «брызгающей» манере художника, а более напоминавшие мазки кистью. Главный реставратор Джеймс Коддингтон описал стиль нанесения мазков как «суетливый» — то есть, опять-таки, не поллоковский.
Ученые взяли микроскопические пробы краски, и, наряду с эмалью, которую использовал знаменитый абстракционист, нашли краски на основе искусственных смол, к которым, по имеющимся данным, Поллок не прибегал. Реставраторы подняли архив MoMA и выяснили, что к картине никто не прикасался с момента, когда она поступила в музей. Затем они нашли фотографии с выставки в Портленде, штат Орегон, на которых видно, что этих нехарактерных фрагментов на полотне нет.
Соответственно, кто-то нанес их между 1962 годом, когда были сделаны снимки, и 1968 годом, когда абстракция попала в MoMA. Кто и зачем это сделал, неизвестно; возможно, «соавтор» Поллока хотел скрыть краской трещины, чтобы продать картину дороже.
Реставраторы убрали с картины следы постороннего вмешательства, однако сохранили, например, муху, застрявшую на полотне, и миниатюрные капли розовой краски, которые, скорее всего, попали на холст случайно (больше на картине розового цвета нет).
Специалисты из MoMA сделали и еще одно открытие в ходе реставрации. Они обнаружили на картине вертикальные капли коричневой краски, которые никак не могли попасть на нее, когда холст лежал на полу. Ученые нашли фотографии из студии Поллока и выяснили, что художник все же вешал некоторые картины на стену перед тем, как завершить их.
«Один: номер 31» вернется на свое законное место на четвертом этаже музея 28 мая.
Американец Джексон Поллок, один из лидеров мирового абстрактного экспрессионизма, родился в 1912 году и погиб в автокатастрофе в 1956-м. Считается, что художнику принадлежит рекорд на самое дорогое произведение искусства: в 2006 году его картина «Номер пять» была в частном порядке продана за 140 миллионов долларов.
По материалам: www.lenta.ru